5 причин посетить Дом-музей Тургенева
9 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Центральным событием празднования юбилея в Москве станет открытие после комплексной реконструкции дома-музея писателя. Time Out и Мосгортур нашли пять причин, по которым стоит посетить мемориальный комплекс классика русской литературы на Остоженке.
«Дом Муму»
Москвичам тургеневский особняк на Остоженке известен еще и как «Дом Муму».
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней» — так начинается самый известный рассказ писателя, и, хотя улица не называется напрямую, сомнений в том, какой особняк имеется в виду, нет никаких.
История, которая легла в основу сюжета, на самом деле случилась в остроженском доме Варвары Петровны, с которой списана барыня из рассказа. У матери писателя действительно служил немой дворник Андрей, ставший прототипом Герасима. Писатель сделал на свой лад только окончание истории — мы знаем об этом из мемуаров единоутробной сестры Тургенева, Варвары Николаевны Житовой, проживавшей вместе с матерью-барыней.
«Всем известна печальная участь Муму, с тою только разницей, что привязанность Андрея к своей барыне осталась та же, — свидетельствовала Житова. — Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей и, кроме нее, никого своей госпожой признавать не хотел…»
«Дом Муму» возникает не только в рассказе про несчастную собаку. Этот типичный для послепожарной Москвы XIX в. — деревянный ампирный особняк с колоннадой и портиком является местом действия и тургеневской повести «Несчастная», где упоминается «большой деревянный дом на Остоженке, теплый-претеплый, каких, я полагаю, кроме Москвы нигде не найдешь».
В различных произведениях Тургенева появляются и хорошо знакомые ему ближайшие окрестности: в «частном доме на Остоженке» находится театральная площадка, где выступала Клара Милич из одноименной повести; на Пречистенке располагался дом семейства Страховых из романа «Накануне»; находившийся неподалеку Крымский брод фигурирует и в повести «Первая любовь», и в «Муму». Писатель вообще часто «прописывал» персонажей своих произведений в Москве — не случайно с ней связаны сюжеты пяти из шести его романов («Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Дым»).