Гид по фестивалю «Политех360»: Выбор Time Out

Гид по фестивалю «Политех360»: Выбор Time Out

Андрей Писков   19 ноября 2018
1 мин

С 22 ноября по 2 декабря в Москве пройдет уже восьмой международный фестиваль о науке и технологиях «Политех360». Тема этого года — технооптимизм и технопессимизм. Рассказываем, что из обширной программы фильмов, дискуссий и VR-сеансов стоит посетить в первую очередь.

\"\"

Кино

1/3

Кинопрограмму фестиваля подготовил уже знакомый и любимый москвичами Beat Film Festival.

«Nokia — мы соединяли людей»

История невероятного взлета и оглушительного падения Nokia Mobiles — компании, которая, возникнув почти случайно на окраине Европы, превратила мобильный телефон в предмет повседневного обихода. Nokia оставалась лидером рынка 14 лет и продала больше миллиарда телефонов за свою историю, что не спасло фирму от стремительного и болезненного краха.

«За изгибом»

В 2018 году все еще есть люди, которые уверены, что Земля — плоская. Более того, в лишенной авторитетов эпохе «постправды» и fake news это убеждение разрослось до невероятных масштабов, а его представители даже основали Общество плоской Земли. К счастью, авторам фильма удалось рассказать об этом без дидактических банальностей и надменности: они деликатно и искренне стараются понять своих героев, предоставляя им возможность самостоятельно убедиться в том, что Земля все-таки круглая.

«Точка невозврата»

Кино не столько о борьбе с глобальным потеплением, сколько о схлестнувшихся амбициях. Два немолодых швейцарских пилота пытаются совершить кругосветное путешествие на самолете, который работает на солнечных батареях. Столкновение характеров едва не приводит к трагедии, но главный герой здесь не человек, а самолет. Каждый день он поднимается к солнцу, а к ночи опускается к океанской поверхности, истощая аккумуляторы. Хватит ли заряда в очередной раз дожить до рассвета, наверняка не знают ни пилот, ни инженеры на Земле.

«Свайп: Правила съема в цифровую эпоху»

Сегодня 40 миллионов американцев знакомятся онлайн, а люди в возрасте от 18 до 30 лет проводят в дэйтинг-приложениях вроде Tinder до 10 часов в неделю. Чтобы осмыслить столь занимательную статистику, создатели фильма заходят в кабинеты исследователей, чужие спальни и на безбашенные студенческие вечеринки — как результат, академические рассуждения о кризисе моногамии у них перемежаются немудреными девичьими мыслями о том, что «парням нужно только одно». Выводов не будет, но ясно, что сексуальные и романтические ритуалы мутируют под давлением технологий, и нам остается только принять это.

«Семейные уколы»

Дэвид Зивкинг, молодой документалист из Берлина, обретает долгожданное семейное счастье: жена-композитор, съемная квартира с хорошим видом и здоровая белокурая дочь. Этому благополучию угрожает лишь одно: прививки. «Надо делать», — считает муж. «Это противоестественно и опасно», — уверена жена. Есть ли шанс прийти к общему согласию? Для того, чтобы вернуть его в собственную семью, автор «Семейных прививок» отправляется в научную одиссею.  

«Чистильщики»

Какой контент в Сети приемлем, а какой — нет? От ответа на этот вопрос теперь зависят жизни людей, результаты президентских выборов и судьбы целых народов. 25000 изображений, видео и текстовых постов в день, не больше трех ошибок в месяц, отрезанные головы, детская порнография и постоянный присмотр психолога — так выглядит работа модераторов, которых крупнейшие социальные сети нанимают на Филиппинах. «Чистильщики» рассказывают о том, как контроль за информацией стал важнее контроля над ядерным оружием, но ответственность за него по-прежнему ложится на плечи отдельных людей.

«Законы Серенгети»

В 1960-е годы несколько молодых экологов выдвинули революционную теорию: без хищников не может быть разнообразия. Пятьдесят лет спустя эволюционный биолог Шон Кэррол написал книгу по мотивам этого гениального приключения, а британский документалист Николас Браун снял по ней безумно красивый и, возможно, самый оптимистичный фильм фестиваля. Ведь главный вывод «Законов Серенгети» — разрушительное влияние человека, на котором замкнуты все пищевые цепочки, иногда обратимо.

«Правда о роботах-убийцах»

Пару лет назад российский документалист Максим Поздоровкин привлек к себе внимание фильмами о Pussy Riot и Викторе Буте, а на этот раз взялся за более глобальную тему: роботов. Разумеется, слово «убийство» в названии — сознательное преувеличение. Режиссера, скорее, волнует то, как алгоритмы заменяют людей в самых неожиданных профессиональных и личных сферах. В итоге у него получается мрачный и мастерски снятый реестр ситуаций, профессий и видов деятельности, где человек  буквально больше не тянет. И если с отверточной сборкой автомобилей или сортировкой почты все понятно, то с каждым следующим кадром тревога нарастает: может, и на твоем месте робот справится лучше?