5 фильмов Бернардо Бертолуччи, которые лишили невинности Европу (и нас заодно)

5 фильмов Бернардо Бертолуччи, которые лишили невинности Европу (и нас заодно)

Ольга Маршева   27 ноября 2018
1 мин

26 ноября 2018 года не стало Бернардо Бертолуччи, великого режиссера и философа, умевшего снимать о чувственной любви так, как никто другой. «Фрэнсис Бэкон использовал краски как сперму. У меня вместо краски была пленка» — это его собственные слова. Недаром лучшие картины Бертолуччи обвиняли в непристойности, и подвергали цензуре — чтобы позже назвать шедеврами.

\"\"

«Ускользающая красота» (1996)

3/5

Когда этот фильм вышел, критики язвили, что старый эротоман дошел до финальной точки — теперь он снимает кино про потерю девственности. Отчасти это правда, но Бертолуччи — не Тинто Брасс, и «ускользающая красота» — это все-таки не только девичья честь, но и невинность в большее широком понимании.

Это четвертый по счету, но на самом деле первый настоящий фильм Лив Тайлер, которую Бертолуччи заметил в клипе «Crazy» ее родного папы Стивена Тайлера (том самом, где Лив купается нагишом и изображает стриптизершу — тоже вполне фрейдистский сюжет). В «Ускользающей красоте» она играет почти ребенка, гения чистой красоты. Ее героиня, Люси, едет в Италию как бы на каникулы, но на самом деле затем, чтобы найти своего биологического отца и… расстаться с девственностью. Для Бертолуччи крайне важно, что Люси — американка, представительница Нового Света: как и американец Пол из «Последнего танго в Париже», она оставляет родину с ее пуританскими законами и обретает в Европе опыт чувственной любви. Так же важна для него была и реальная история самой Лив, которая не знала своего биологического отца, пока не стала подростком.

Бертолуччи хотел, чтобы эта история была показана глазами женщины — поэтому нанял писать сценарий американку Сьюзан Мино. Но идея полностью принадлежала режиссеру: по его словам, картину он придумал, отдыхая в Тоскане, в кругу друзей. «Приятели обсуждали какую-то девушку, которая заканчивала колледж и хотела потерять невинность до выпускного. Я поразился, насколько сильно занимает эта тема пятидесятилетних мужчин и насколько велика может быть власть женщины над нашим разумом — даже если сама женщина об этом не подозревает».