5 фильмов Бернардо Бертолуччи, которые лишили невинности Европу (и нас заодно)
26 ноября 2018 года не стало Бернардо Бертолуччи, великого режиссера и философа, умевшего снимать о чувственной любви так, как никто другой. «Фрэнсис Бэкон использовал краски как сперму. У меня вместо краски была пленка» — это его собственные слова. Недаром лучшие картины Бертолуччи обвиняли в непристойности, и подвергали цензуре — чтобы позже назвать шедеврами.
«Мечтатели» (2003)
С возрастом Бертолуччи обратился к воспоминаниям своей юности и снял «Мечтателей», картину не менее провокационную, чем «Последнее танго». События в нем происходят в 1968-м, в Париже, во время студенческих волнений: трое главных героев, приезжий американец и брат с сестрой, начинают жить вместе в маленькой квартирке неподалеку от Сорбонны, предаваясь сексуальным экспериментам — иногда крайне рискованным.
Сам Бертолуччи во время студенческих восстаний в 1968-м встретил свою первую жену — так что любовь и революция для него значили примерно одно и то же. В оригинальном романе Гилберта Адэра акцент был сделан на гомосексуальной связи двух молодых людей, но Бертолуччи убедил писателя в том, что классический «менаж-а-труа» подойдет здесь гораздо больше.
«Ева Грин так красива, что это почти непристойно», — говорил он про свою актрису. Надо сказать, что сама Ева согласилась на столь провокационную роль не сразу. Ей было двенадцать, когда она посмотрела «Последнее танго в Париже», она была шокирована, и решила, что у этого режиссера уж точно никогда не будет сниматься. Но Бертолуччи умеет убеждать. И, по словам Евы, когда она посмотрела готовый фильм, то была поражена: «Это вроде была я, но совсем на себя непохожая. Куда девалась моя застенчивость? Как он вообще уговорил меня залезть в ванну с двумя мужчинами? Нельзя не признать, Бернардо отличный манипулятор и умеет добиваться своего».