5 фильмов Бернардо Бертолуччи, которые лишили невинности Европу (и нас заодно)
26 ноября 2018 года не стало Бернардо Бертолуччи, великого режиссера и философа, умевшего снимать о чувственной любви так, как никто другой. «Фрэнсис Бэкон использовал краски как сперму. У меня вместо краски была пленка» — это его собственные слова. Недаром лучшие картины Бертолуччи обвиняли в непристойности, и подвергали цензуре — чтобы позже назвать шедеврами.
«Я и ты» (2012)
«В каждом моем герое есть частица меня самого — и это довольно странно, потому что здесь я ощущаю себя одновременно и четырнадцатилетним мальчиком, и семнадцатилетней девочкой», — говорил 73-летний маэстро про свой последний фильм. В нем подросток Лоренцо испытывает проблемы в общении со сверстниками, мажется лосьоном от прыщей и, по настоянию мамы, ходит на прием к психоаналитику. Но единственное, что (а, точнее, кто) его по-настоящему волнует — это его старшая сводная сестра.
У Бертолуччи всегда было две любимых темы — любовь и политика. С возрастом политика перестала его интересовать. «Я и ты» — очень простое, очень красивое кино про первое чувство, которое, в сущности, предопределяет наше будущее. В отличие от героя «Конформиста», 14-летнему Лоренцо повезло — его любовь была странной, необычной, но вдохновляющей и, самое главное, взаимной.
«Мне кажется, они влюбились друг в друга на съемочной площадке», — говорил режиссер о своих актерах, — И если это действительно так, я счастлив. Поэтому я и люблю снимать молодых — для них каждый день полон открытий и новых возможностей, они меняются, чувствуют, любят». Без любви — нет и жизни. Пересматривая фильмы маэстро, это снова начинаешь понимать.