5 причин посетить выставку «Русский Север»
В Государственном Историческом музее открылась выставка, посвященная удивительному региону, куда входили земли современных Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми. Time Out изучил экспозицию и нашел минимум пять причин, по которым надо идти в музей прямо сейчас.
Резьба и роспись
Мастера северного края особенно знамениты любовью к дереву. Ковши, короба и прялки, разрисованные яркими цветами, изображениями коней и птиц, грифонов и русалок — лишь немногое из того, что вы увидите. Прялка работы выдающегося мастера середины XIX века, Якова Ярыгина, украшена изумительными композициями. По светлому, почти белому фону мастер яркими красками вывел жанровые сцены — девичьи посиделки за прялками и гармониста, тройку, запряженную в возок с ездоками, традиционное русское чаепитие. Эпизоды «Притчи о хромце и слепце» изображены на расписных дверцах крестьянского шкафа на фоне пышного растительного орнамента.
Икона-крест. Россия. Выговская пустынь. XVIII в. Дерево, резьба, окраска
Краски народного костюма
С приходом к власти Петра I традиционный русский женский костюм — сарафан, рубаху, фартук и пояс — сменили кринолины и корсеты. Лишь на Русском Севере он продолжал свое существование. Наряды Олонецкой, Каргопольской, Архангельской губерний XVIII — середины XIX века, девичьи, свадебные и женские головные уборы, украшенные речным жемчугом, сеченым перламутром и бисером, шитьем золотыми и серебряными нитями, камнями и цветными стеклами непременно придутся по сердцу тем, кто увлекается историей моды.
Распятие. 1775 г. Дерево, резьба, окраска
Костяное узорочье
Холмогорские мастера-косторезы были знамениты уже в XVI веке. Коробочки, шкатулки, ларчики-подголовники, бюро и секретеры, воспроизводящие в миниатюре формы мебели XVIII века, украшались пластинками из мамонтовой и моржовой кости, покрывались гравированным орнаментом или ажурной резьбой, рельефными изображениями зверей и птиц. В числе удивительных экспонатов — хитроумно выполненный туалетный шкафчик с тремя дверцами и откидной крышкой. Попробуйте догадаться, в чем его секрет!
Кукла. Крестьянка северной губернии. Российская империя. Начало XIX в. Дерево, резьба, раскраска
Северная чернь из Великого Устюга
Серебряные предметы, покрытые своеобразной гравюрой на металле, покажут вам, как влияние вкусов и стилей отразилось на произведениях великоустюжских мастеров. Популярный в XVIII веке пасторальный пейзаж, заимствованный из модной книжной иллюстрации, выгравирован на медальоне, которым украшен ларец работы Алексея Мошнина, а мастер Прокопий Горлов использовал для украшения чайника городские мотивы.
В XIX веке ситуация меняется. В моде уже не пейзажи, а выгравированные на подносах географические карты, виды Великого Устюга, Вологды, Архангельска, гербы городов. Их помещают на серебряные табакерки и коробочки самых разных форм. Например, на дне серебряного позолоченного подноса 1837 года — вид Вологодского кафедрального собора.
Блюдо «Времена года». Русский Север. Вторая половина XVII в. Дерево, железо, левкас, темпера; токарная работа, роспись, золочение
Резные скульптуры
Долгие годы Русь была деревянной страной. В дереве русский человек выражал свое восприятие красоты, чувство пропорций, слияние архитектуры с природой и даже веру в Бога. В 1540 году «переходцы с иной земли» принесли в город киотные резные статуи Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Жители Пскова усомнились в каноничности подобных образов, но владыка Макарий установил резные скульптуры в трех местных храмах, что повлекло за собой широкое распространение «икон на рези» по различным регионам России. Точнейший резной список образа Николая Можайского, деревянный четырехконечный крест-голгофа, а также старообрядческий крест без Распятия — лишь малая часть впечатляющей экспозиции.