Император сквозь объектив: выставка «Николай II. Семья и престол».

Император сквозь объектив: выставка «Николай II. Семья и престол».

  17 декабря 2018
4 мин
Император сквозь объектив: выставка «Николай II. Семья и престол».

В 2018 году исполнилось сто пятьдесят лет со дня рождения и сто лет со дня трагической гибели последнего российского императора Николая II. О монархе написано огромное количество книг, сняты сотни документальных фильмов, подготовлены десятки выставок в России и за рубежом. И всё же историки до сих пор не пришли к единому мнению, чем же была для страны эпоха правления Николая II: временем расцвета или периодом стагнации, приведшим к крушению монархии.

Ни об одном русском царе не сложилось столько мифов. Одни считают Николая бессердечным кровавым тираном, другие – слабовольным, ни на что не способным правителем, третьи – выдающимся политиком европейского образца, четвёртые – безвинным мучеником. TimeOut решил выяснить, каким на самом деле был император, посетив выставку «Николай II. Семья и престол», подготовленную Государственным историческим музеем.

Правитель огромной империи

В официальном разделе выставки представлены фотографии, запечатлевшие Николая II во время рабочих встреч с главами иностранных государств (английским королем Эдуардом VII, германским императором Вильгельмом II, сиамским королем Рама V, французскими президентами Арманом Фальером и Феликсом Фором), на празднованиях двухсотлетия Санкт‐Петербурга и столетия окончания Отечественной войны, на открытии памятников, освящении храмов, полковых праздниках и парадах. Здесь же можно увидеть фотографии императора в суровые годы Первой мировой войны. Центральное место отведено двум важнейшим династическим событиям — коронации и 300‐летию дома Романовых.

А. А. Пазетти. Император Николай II и императрица Александра Федоровна. Санкт-Петербург. 1895. Коллодионовый отпечаток.

Широкой публике будет представлен большой парадный портрет Николая II, исполненный знаменитым художником Л. С. Бакстом в 1895 году в Париже. Произведение никогда ранее не экспонировалось и было отреставрировано специально к выставке. В экспозиции также представлены живописные портреты Николая II и Александры Федоровны работы Г. М. Манизера и А. В. Маковского, серия акварелей Н. Н. Каразина, Н. С. Матвеева и А. И. Шарлеманя.

М. В. Рундальцов. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1905. Бумага, офорт, акварель, белила.

Глава большой семьи

Семейный раздел выставки включает в себя несколько тем: «Великий князь. Цесаревич. Император», «Ники и Аликс», «Царские дети. ОТМА», «Царские дети. Алексей», «В кругу семьи. Царское Село. Ливадия. Финляндия. Польша». Особый акцент сделан на фигуре цесаревича Алексея Николаевича, единственного сына Николая II, главного ребенка империи, трагическая судьба которого наложила отпечаток на жизнь всей императорской семьи. Фотографии прогулок и вояжей, семейных праздников и развлечений, рисунки Николая II, Александры Фёдоровны и их детей, автографы и письма, меню обедов и другие артефакты позволят убедиться, что царская семья не была лишена простых человеческих радостей. На выставке будут представлены такие уникальные экспонаты, как императорское пасхальное яйцо «Созвездие цесаревича», исполненное фирмой «Фаберже» для подарка Александре Федоровне на Пасху 1917 года, и бронзовая рамка с акварельным портретом цесаревича Алексея и подлинным локоном его волос.

Ателье «Боассонна и Эгглер». Император Николай II с семьей. Санкт-Петербург. 1913. Желатиново-серебряный отпечаток.

Фотолюбитель

Как известно, император и члены его семьи испытывали совершенно особые чувства к искусству светописи: все они имели фотокамеры, с увлечением снимали друг друга и приближенных лиц, и в собрании музея сохранилось несколько фотографий, исполненных членами царской семьи. Кроме того, Николая II почти всегда сопровождали профессиональные фотографы, которые фиксировали чуть ли не каждый день его правления. Особенно преуспел в этом А. К. Ягельский, владелец ателье «К. Е. фон Ган и Кº». Благодаря ему и другим талантливым фотографам коллекция музея может похвастаться  большим количеством снимков из жизни российского императора. Многие фотографии были сделаны в личных покоях монаршей семьи в Царскосельском и Петергофском дворцах, что придает им особый мемориальный статус.

Федор Павлович Орлов (1844-1909). Император Александр III с семьей в Ливадии. 1894. Альбуминовый отпечаток.

Искупительная жертва

«Величие русского царя заключается не в войнах и победах, не в богатстве и славе. Оно заключалось в служении Христу и России», – так писал в дневнике Николай II. «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой».

Уильям Амплби Кирк (1843-1828). Цесаревич Николай Александрович Каус, о. Уайт (Великобритания). 1894. Платиновый отпечаток.

Экспозицию завершает небольшой тёмный зал, напоминающий подвал или склеп, где расположены семь стел с фотографическими портретами императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, цесаревича Алексея, расстрелянных в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.