30 лучших фильмов 2018 года по версии Time Out
Собравшись с мыслями посреди неизбежной предновогодней суеты, кинокритики Time Out выбрали не один, а целых три десятка самых запоминающихся картин уходящего года. В их числе лауреаты «Оскара», новые скандальные фильмы от Триера и Гаспара Ноэ и удивившее нас российское кино.
«Величайший шоумэн», режиссер Майкл Грэйси
Музыкальный фейерверк на службе толерантности.
Этот зажигательный и яркий мюзикл — отличный пример того, что манифест можно сотворить из чего угодно. Берем цирк Барнума, который зарабатывал на человеческом уродстве — и легким движением руки превращаем его в историю о противостоянии норме, где в ненормативность попадают черные, сироты, женщины с бородой и просто женщины, бедные, карлики, великаны, талантливые... В результате получилось роскошное кино о многовариантности борьбы — и о том, где пора остановиться конкретно тебе. Не зря же «Золотой глобус» получила This Is Me, смысловая ось всего фильма.
«Форма воды», режиссер Гильермо дель Торо
Красивая ретро-сказка о монстрах и людях.
Четыре «Оскара», включая за лучший фильм и режиссуру, «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля, два «Глобуса», три BAFTA — «Формы воды» собрала большинство индустриальных премий мира, официально став главной картиной 2018 года. И это вполне показательная (и местами плакатная) для либерального Голливуда история: немая уборщица (восхитительная Салли Хокинс) находит любовь и понимание в объятиях человека-амфибии — «монстра» выловленного американскими военными из амазонских глубин — пока особенно бесчеловечный представитель власти (нарочито омерзительный полковник в исполнении Майкла Шеннона) пытается это счастье у героини отнять. По факту же Гильермо дель Торо вновь снимает визуально роскошную и вполне типичную для себя страшную сказку о том, что граница между чудовищами и людьми в обычной жизни предельно проста: последние, подобно рыбам, не способны на эмпатию.
«Карп отмороженный», режиссер Владимир Котт
Трагикомическая притча о рыбке, которая не была золотой.
Чтобы снять этот фильм, продюсер Никита Владимиров заложил квартиру, а актеры, среди которых Марина Неелова, Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов, согласились урезать свои гонорары. При этом ни Министерство Культуры, ни Фонд Кино картину не поддержали. Тем не менее, игра стоила свеч: «Карп отмороженный» стал фильмом-призером 39-го ММКФ, да и просто одним из самых ярких проектов уходящего года. Притча в нем мирно уживается с трагикомедией, сказка с реальностью, а зрительское кино — с авторским. Так что, если еще не видели — не пропустите.
«Приключения Паддингтона-2», режиссер Пол Кинг
Новая порция приключений от мохнатого оптимиста.
Хороший детский фильм (именно фильм, а не анимацию) сегодня встретишь не чаще, чем говорящего медведя на улицах города. Именно поэтому «Паддинтон-2» стал настоящим событием: это забойное, уморительное и бесконечно милое действо смотрели взахлеб не только малыши, но и взрослые. Правда, наш родимый прокат начался для косолапого не без приключений — сказались козни Министерства Культуры. Но никакое Министерство не остановит самого вежливого медвежонка в мире! Так что пожелаем плюшевому интеллигенту удачи — и пусть через пару лет он заглянет к нам снова.
«Тоня против всех», режиссер Крэйг Гиллеспи
Фигурное катание как поле боя.
Фильмов из серии «Как стать звездой» великое множество: каждый год они выплескиваются в прокат пачками. Формально проект Гиллеспи из той же серии: это история фигуристки-одиночницы Тони Хардинг, выигравшей в 1991-м Чемпионат США. Тем не менее, «Тоня» похожа на своих жанровых конкурентов, как огромная взлохмаченная дворняга на аккуратно подстриженных пекинесов. В ней нет гламура, но есть искренность, хулиганство и обаяние. И «виновен» в этом не только режиссер, но и Марго Робби, сыгравшая, по сути, королеву анти-гламура. Правда, водопад наград накрыл не ее, а Эллисон Дженни, получившей за роль второго плана «Золотой глобус» и «Оскар», а также приз от Британской академии и американской Гильдии киноактеров.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», режиссер Мартин МакДона
Мать на тропе войны.
Билборды, обвиняющие полицейских в бездействии, Мартин МакДона видел на самом деле — еще лет двадцать назад. А вот сюжет о матери, потерявшей дочь и объявившей войну полиции, ему пришлось додумать, что, впрочем, не делает ситуацию менее реалистичной. Получилась очень мощная история — об одиночестве, травле и о том, что даже самые «безнадежные» личности иногда способны меняться. Кстати, у этого жесткого, интригующего и трогательного фильма целый ворох наград, начиная с приза Венецианского фестиваля за лучший сценарий и заканчивая двумя «Оскарами», в том числе и за главную женскую роль для Фрэнсис МакДорманд.