30 лучших фильмов 2018 года по версии Time Out
Собравшись с мыслями посреди неизбежной предновогодней суеты, кинокритики Time Out выбрали не один, а целых три десятка самых запоминающихся картин уходящего года. В их числе лауреаты «Оскара», новые скандальные фильмы от Триера и Гаспара Ноэ и удивившее нас российское кино.
«Слоны могут играть в футбол», режиссер Михаил Сегал
Кинопроверка на цинизм.
Новый (и недооцененный) фильм Михаила Сегала построен на тонком балансе между ожиданием неминуемого зла и такой же неминуемой катастрофы. Разворачивая слои этого нежного и до слез нелепого кино, зритель обнаруживает под историей о замкнутом взрослом мужике, которого тянет к невинным девочкам, печальную повесть о кромешном одиночестве. Фактически это тест на невинность — и одна из лучших работ режиссера, а также актера Владимира Мишукова, которого хорошо бы еще не раз увидеть на экране.
«Мектуб, моя любовь», режиссер Абделатиф Кешиш
Неуловимое кино о парадоксальности человеческой жизни.
Новое трехчасовое полотно от автора покорившей некогда Канны «Жизни Адель» формально вновь рассказывает о прежних темах: молодость, любовь, сходящиеся и расходящиеся тропки героев, выхваченные из повседневной суеты импрессионистским глазом камеры. Но «Мектуб», начинающийся с беззастенчивой постельной сцены, а заканчивающийся уходящими в закат персонажами, словно только начинающими свой жизненный путь, не зря переводится с арабского как «предначертано» — это в разы более масштабное и абсолютно магнетическое в своей красоте кино о несомненной предопределенности человеческой жизни и одновременно о ее безусловной неуловимости.
«Между рядами», режиссер Томас Штуберт
Неуклюжее обаяние повседневности.
Бескрайние ряды магазинных стеллажей и роман работников супермаркета — казалось бы, что в этом может быть интересного? Тем не менее, перед нами одно из самых невероятных фестивальных открытий этого года. При этом фильм легко выходит за границы фестивального гетто — он прост и понятен, и способен достучаться до каждого. Точность наблюдений за жизнью маленького человека, красота ничего не значащих мелочей и неуклюжее обаяние повседневности — вот что такое «Между рядами».
«Гоголь», режиссер Егор Баранов
Безумный проект об эмо-секретаре Третьего отделения в селе Диканька.
Сериал для большого экрана, который не только «выстрелил», но и породил фандом — единственный в российском кино. Не отметить закончившуюся в этом году трилогию просто невозможно, потому что при всех проблемах это явление, своего рода феномен. Там, где сбоит актерская игра — все спасает музыка и оператор, где разверзается сценарная дыра — работает узнавание, и в ужасных самоварных планах угадываются вдруг описания из «Мертвых душ» с той же ясностью, как в двух сестрах — «Храбрая сердцем». Там вообще угадывается все и отовсюду, причем вплетенное с голливудским расчетом — и тем не менее от «Гоголя» просто разит благородным безумием.
«Экстаз», режиссер Гаспар Ноэ
Роскошный трэш от одного из главных провокаторов мирового кино.
Дичайшее безумие, всевластие красоты и самая ядреная кислотная фантасмагория, которую только можно представить — «Экстаз» Гаспара Ноэ один из тех фильмов, который не сотрется из памяти уже никогда. Режиссер запирает 13 танцоров в одном отеле — и устраивает такую визуально роскошную провокацию, что волосы становятся дыбом. А в качестве бонуса Ноэ выдает парочку настолько мощных танцевальных сцен, что переплюнуть эту планку удастся еще не скоро. Во всяком случае, хореограф и оператор новой «Суспирии» нервно курят в сторонке.
«Хищник», режиссер Шейн Блэк
Фильм, в котором хочется послать к черту фантастику и смотреть роад-муви.
Доверить серьезного, как надгробие, «Хищника» человеку, который снимает прекрасные комедии про немножко ненормальных людей — это было то еще решение. И оно себя оправдало, потому что Шейн Блэк подвинул драки, саспенс и инопланетные интриги ради компании больных на голову военных и одного не менее больного биолога. В результате получилось кино с замечательно обаятельными героями, которых очень не хочется класть под ножи, клыки и силовое поле. Хищник совершенно чужой на этом празднике жизни: сомнительное, казалось бы, достоинство, но именно оно делает «Хищника» одним из лучших фильмов года. Монстров-то в наши дни полно, а вот запоминающихся людей днем с огнем.