30 лучших фильмов 2018 года по версии Time Out

30 лучших фильмов 2018 года по версии Time Out

Андрей Писков, Вера Аленушкина, Клара Хоменко   25 декабря 2018
1 мин

Собравшись с мыслями посреди неизбежной предновогодней суеты, кинокритики Time Out выбрали не один, а целых три десятка самых запоминающихся картин уходящего года. В их числе лауреаты «Оскара», новые скандальные фильмы от Триера и Гаспара Ноэ и удивившее нас российское кино.

\"\"

«Дом, который построил Джек», режиссер Ларс фон Триер

5/5

Мир глазами Ларса.

Возвращение главного провокатора мирового кино на большие экраны не могло остаться незамеченным по определению: все-таки с выхода «Нимфоманки» прошло уже пять лет. Но кто бы мог подумать, что наглядная история становления серийного убийцы настолько попадет в нерв времени, вызвав, в свою очередь, нервное потрясение у наиболее чувствительных зрителей. А ведь на самом деле стремительно стареющему режиссеру стоит сказать большое человеческое спасибо: вместо того, чтобы толкать зрителей в бездну, Триер заглянул туда за нас.

«Человек-паук. Через вселенные», режиссеры Боб Персичетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман

Лучшая экранизация комиксов этого года.

Этот мультик от Sony — настоящий памятник и Стэну Ли, ушедшему  в этом году, и мультивселенной Marvel, и искусству комикса как таковому. При этом историю Майлза Моралеза, которого укусил радиоактивный паук, оценят и гики, и те, кто никогда в жизни не слышал о вселенной 1610: здесь много отличного юмора, много доброты и много неожиданных решений, как визуальных, так и сюжетных.

«Хрусталь», режиссер Дарья Жук

Одна из лучших реконструкций 90-х в кинематографе России и СНГ.

Очень обидно, но «Хрусталь», выдвигавшийся на «Оскар» от Беларуси, в лонг-лист премии не попал — что, конечно, не превращает его в изгоя. А тем, кто родом из постсоветского апокалипсиса, фильм и вовсе кажется почти родным: спутанные времена, заблудившаяся сама в себе героиня, пытающаяся удрать из белорусских 90-х в Чикаго… Каким-то непостижимым образом дебютантка Дарья Жук смогла уловить ритм и дыхание того времени, сумела реконструировать его визуально. Но за этим безупречным портретом 90-х кроется и кое-что еще: недвусмысленный намек на то, что, по сути, 90-е никуда не делись — они до сих пор просматриваются и в нас самих, и в том, что нас окружает.

«Бамблби», режиссер Трэвис Найт

Фильм, вернувший человечность франшизе о Трансформерах.

За Трэвиса Найта, который взялся за этот проект, было так же страшно, как за милаху Бамблби: в прошедшие годы Майкл Бэй сделал все, чтобы фильмы о Трансформерах невозможно было смотреть. Но режиссер великого «Кубо» справился. У него получилось лирическое, местами почти камерное кино о дружбе одинокой девочки и раненого солдата, в котором вместо патриотического оркестра, разрывающего перепонки, звучат  хиты Duran Duran и The Smiths.

«Суспирия», режиссер Лука Гуаданьино

Фрейдистский фильм о необходимости прощания с прошлым.

Совершенно не эстетское кино, как может показаться, с очень простой символикой: разорванный надвое Берлин, верх и низ, мужское и женское — и граница, на которой мучительно существует мир. Пораженный когда-то фильмом Ардженто, Лука Гуаданьино показывает нам собственное понимание ужаса — невозможность похоронить своих мертвецов, безжалостное и бесконечное терзание старых ран, вечный поиск виновных. Все у него, по сути, жертвы, даже ведьмы с их мясницкими крюками.

«Счастливый Лазарь», режиссер Аличе Рорвахер

Кино как религиозный опыт.

Предыдущая картина итальянки Аличе Рорвахер, выходившая у нас этой весной и взявшая, между прочим, гран-при Каннского кинофестиваля, называлась «Чудеса». Однако настоящее чудо — это ее новая лента, незаметно выпущенная в российский прокат две недели назад и нашедшая самый теплый зрительский отклик: тихое, неспешное и вдумчивое кино про итальянских крестьян (остановимся на этом, чтобы не сболтнуть лишнего), которое в своей второй половине внезапно вырастает до размеров Феллини. Библейский сюжет о Лазаре тут служит лишь формальной основой для развертывания куда более грандиозной и абсолютно душераздирающей притчи, без слов напоминающей нам о самом важном.