20 лучших британских фильмов всех времен

20 лучших британских фильмов всех времен

Дэйв Кэлхоун, Том Хаддлстон, Дэвид Дженкинс, Дерек Адамс, Джефф Эндрю, Адам Ли Дэвис, Пол Фэрклу, Уолли Хэммонд, Алим Керай, Фил де Сэмльен   16 января 2019
1 мин

Time Out поговорил с актерами, режиссерами, писателями, критиками и представителями других профессий, связанными с киноиндустрией. Мы задавали вопросы Уэсу Андерсону, Майку Ли, Салли Хокинс, Кену Лоучу и многим другим. И вот список 20 лучших британских фильмов, составленный по итогам опросов лондонского Time Out.

\"\"

4. Кес (Kes, 1969)

5/5

Режиссер: Кен Лоуч

В главных ролях: Дэвид Бредли, Линни Перри и Фредди Флетчер

Сокол набирает высоту.

Когда волна шестидесятых начала отступать, забрав с собой всех тех, кто угрожал довести британский кинематограф до своего рода социально- и индустриально-модернистского кошмара, на берегу остались настоящие реалисты. Главным среди них был (и до сих пор остается) Кен Лоуч, самый неумолимый британский мастер своего дела, посвятивший кинематографу 47 лет своей жизни и до сих пор не собирающийся отступать.

«Кес» стал вторым полнометражным фильмом Кена Лоуча, но в кинотеатрах его стали показывать спустя лишь несколько лет: явное доказательство того, что правдивость — не всегда лучшая политика. «Кес» — по-настоящему правдивое творение: поведение персонажей и их отношения друг с другом, показанные в фильме способы избежать понаставленные жизнью ловушки и признание со слезами на глазах недостатков других людей. Звучит избито, но, к сожалению, это правда: Билли Каспер олицетворяет загнобленного ребенка во всех нас, а его любимый ястреб — парящую душу, которую люди в школе, на работе и в семье слаженно пытаются поймать и убить. 

Но это не самая страшная правда фильма. Кен Лоуч намекает, что судьба Билли не только неизбежна, но и необходима: чтобы выжить в мире орущих физруков, капающих на мозг родителей и жестоких старших братьев (которые когда-то были такими же открытыми и полными надежд, как и Билли), ему придется постоянно терпеть и даже полюбить наказания и критику. Так «Кес» и остается вершиной британского реализма, одной из самых душераздирающих и опустошительно невероятных картин мирового кинематографа.

 

3. Далекие голоса, застывшие жизни (Distant Voices, Still Lives, 1988)

Режиссер: Теренс Дэвис

В главных ролях: Пит Постлетуэйт и Фрида Доуи

Это жизнь…

Считается, что в британском кинематографе есть группа неординарных людей, одержимых исключительно историями про рабочий класс. Обычно повествование идет со стороны и с присущим для них серым реализмом — или, если говорить их словами, мизерабилизмом. Если кто-то из режиссеров и может опровергнуть такое утверждение, то это, несомненно, будет Теренс Дэвис, чей фильм «Далекие голоса, застывшие жизни» является одной из самых великих картин британского кинематографа за последние четверть века.

В первые шестнадцать лет своей карьеры этот независимый и отлично образованный ливерпулец снял три короткометражки и два полнометражных фильма («Далекие голоса, застывшие жизни» и «Конец долгого дня» (1992)). В каждом он находил разнообразные личные и поэтические способы показать свое детство в Ливерпуле после Второй Мировой. «Далекие голоса, застывшие жизни» — это определенно портрет его родителей и двоюродных братьев и сестер примерно в то время, когда он родился. Жизнь Ливерпуля 40-х — 50-х годов показана с невероятной точностью. Мы переживаем все радости и горечи жизни — свирепость отца, свадьбу дочери, шумные вечера в пабе. Фильм протекает больше даже в эмоциональном порядке, чем в хронологическом, а Теренс Дэвис прямому рассказу в лоб предпочитает наполненные событиями кадры. Песни фильма наполняют душу радостью, его трагедии опустошают. Однако в каждом кадре этой замечательной картины видна любовь режиссера к кинематографу.

 

2. Третий человек (The Third Man, 1949)

Режиссер: Кэрол Рид

В главных ролях: Джозеф Коттен, Орсон Уэллс и Алида Валли 

Соедини точки.

В рейтинге Британского института кино 1999 года «Третий человек» сенсационно занял первое место, однако в этом ему придется довольствоваться только вторым. Ну, ничего — это все равно шедевр. А заключается он в следующем: этот великолепный фильм в стиле нуар заставляет зрителя думать, что он смотрит обычную криминальную историю о совестливом неудачнике, который приехал в послевоенную Вену и ни за что не оставит попытки выяснить, как же умер его старый друг. 

Главный герой Холли Мартинс (Джозеф Коттен) пишет дешевые вестерны. Его друг Гарри Лайм (Орсон Уэллс) — один из главных венских гангстеров, жульничество которого свело его в могилу. И чем дальше Холли Мартинс копает, тем яснее становится, что бойкость Кэрола Рида — это обычная обертка на теле его недовольства миром, испорченным коррупцией и злом.

Поменять Вену на Лос-Анджелес, и по сути вот вам «Китайский квартал».

И каким бы фильм ни был инновационным и будоражащим, его великолепие заключается в редких эксцентричных составляющих: высококонтрастная съемка Роберта Краскера, пугающе живая игра на цитре от Антона Караса, а изображенный в картине мир так явно разделен на разные политические взгляды, религии и языки, что зритель начинает понимать: сравнивать их совсем не обязательно. «Если одна из этих точек (в контексте — человек) перестанет двигаться, неужели ты почувствуешь к ней хоть какое-то сострадание?» — спрашивает Гарри Лайм. В фильме показана леденящая кровь тайна, полная правды и отчаяния, которой каждый бизнесмен, политик, да кто угодно должен постоянно опасаться.

 

1. А теперь не смотри (Don't Look Now, 1973)

Режиссер: Николас Роуг

В главных ролях: Джули Кристи и Дональд Сазерленд

Ничто не является тем, чем кажется.

Первое место в нашем рейтинге занимает экранизация одной из самых поздних новелл Дафны Дюморье — история пары (Джули Кристи и Дональд Сазерленд), переехавшей в Венецию после того, как их дочь утонула в пруду. Давайте подумаем, чему обязан этот фильм своим успехом? Фильм в полной мере оправдывает свой жанр и ожидания любителей артхауса. Ракурсы, звучание и монтаж прекрасно передают душераздирающую историю и полностью раскрывают персонажей; создатели фильма не побоялись добавить в него призраков, блуждающих по каналам Венеции — самого праздничного и необыкновенного города в Европе. И пожалуй, именно эта картина может похвастаться лучшей постельной сценой. Другими словами, фильм, где каждый кадр наполнен смыслом, эмоциями и тайнами, является великим достижением одного из настоящих британских иконоборцев и просто мастера своего дела.