20 лучших британских фильмов всех времен
Time Out поговорил с актерами, режиссерами, писателями, критиками и представителями других профессий, связанными с киноиндустрией. Мы задавали вопросы Уэсу Андерсону, Майку Ли, Салли Хокинс, Кену Лоучу и многим другим. И вот список 20 лучших британских фильмов, составленный по итогам опросов лондонского Time Out.
4. Кес (Kes, 1969)
Режиссер: Кен Лоуч
В главных ролях: Дэвид Бредли, Линни Перри и Фредди Флетчер
Сокол набирает высоту.
Когда волна шестидесятых начала отступать, забрав с собой всех тех, кто угрожал довести британский кинематограф до своего рода социально- и индустриально-модернистского кошмара, на берегу остались настоящие реалисты. Главным среди них был (и до сих пор остается) Кен Лоуч, самый неумолимый британский мастер своего дела, посвятивший кинематографу 47 лет своей жизни и до сих пор не собирающийся отступать.
«Кес» стал вторым полнометражным фильмом Кена Лоуча, но в кинотеатрах его стали показывать спустя лишь несколько лет: явное доказательство того, что правдивость — не всегда лучшая политика. «Кес» — по-настоящему правдивое творение: поведение персонажей и их отношения друг с другом, показанные в фильме способы избежать понаставленные жизнью ловушки и признание со слезами на глазах недостатков других людей. Звучит избито, но, к сожалению, это правда: Билли Каспер олицетворяет загнобленного ребенка во всех нас, а его любимый ястреб — парящую душу, которую люди в школе, на работе и в семье слаженно пытаются поймать и убить.
Но это не самая страшная правда фильма. Кен Лоуч намекает, что судьба Билли не только неизбежна, но и необходима: чтобы выжить в мире орущих физруков, капающих на мозг родителей и жестоких старших братьев (которые когда-то были такими же открытыми и полными надежд, как и Билли), ему придется постоянно терпеть и даже полюбить наказания и критику. Так «Кес» и остается вершиной британского реализма, одной из самых душераздирающих и опустошительно невероятных картин мирового кинематографа.
3. Далекие голоса, застывшие жизни (Distant Voices, Still Lives, 1988)
Режиссер: Теренс Дэвис
В главных ролях: Пит Постлетуэйт и Фрида Доуи
Это жизнь…
Считается, что в британском кинематографе есть группа неординарных людей, одержимых исключительно историями про рабочий класс. Обычно повествование идет со стороны и с присущим для них серым реализмом — или, если говорить их словами, мизерабилизмом. Если кто-то из режиссеров и может опровергнуть такое утверждение, то это, несомненно, будет Теренс Дэвис, чей фильм «Далекие голоса, застывшие жизни» является одной из самых великих картин британского кинематографа за последние четверть века.
В первые шестнадцать лет своей карьеры этот независимый и отлично образованный ливерпулец снял три короткометражки и два полнометражных фильма («Далекие голоса, застывшие жизни» и «Конец долгого дня» (1992)). В каждом он находил разнообразные личные и поэтические способы показать свое детство в Ливерпуле после Второй Мировой. «Далекие голоса, застывшие жизни» — это определенно портрет его родителей и двоюродных братьев и сестер примерно в то время, когда он родился. Жизнь Ливерпуля 40-х — 50-х годов показана с невероятной точностью. Мы переживаем все радости и горечи жизни — свирепость отца, свадьбу дочери, шумные вечера в пабе. Фильм протекает больше даже в эмоциональном порядке, чем в хронологическом, а Теренс Дэвис прямому рассказу в лоб предпочитает наполненные событиями кадры. Песни фильма наполняют душу радостью, его трагедии опустошают. Однако в каждом кадре этой замечательной картины видна любовь режиссера к кинематографу.
2. Третий человек (The Third Man, 1949)
Режиссер: Кэрол Рид
В главных ролях: Джозеф Коттен, Орсон Уэллс и Алида Валли
Соедини точки.
В рейтинге Британского института кино 1999 года «Третий человек» сенсационно занял первое место, однако в этом ему придется довольствоваться только вторым. Ну, ничего — это все равно шедевр. А заключается он в следующем: этот великолепный фильм в стиле нуар заставляет зрителя думать, что он смотрит обычную криминальную историю о совестливом неудачнике, который приехал в послевоенную Вену и ни за что не оставит попытки выяснить, как же умер его старый друг.
Главный герой Холли Мартинс (Джозеф Коттен) пишет дешевые вестерны. Его друг Гарри Лайм (Орсон Уэллс) — один из главных венских гангстеров, жульничество которого свело его в могилу. И чем дальше Холли Мартинс копает, тем яснее становится, что бойкость Кэрола Рида — это обычная обертка на теле его недовольства миром, испорченным коррупцией и злом.
Поменять Вену на Лос-Анджелес, и по сути вот вам «Китайский квартал».
И каким бы фильм ни был инновационным и будоражащим, его великолепие заключается в редких эксцентричных составляющих: высококонтрастная съемка Роберта Краскера, пугающе живая игра на цитре от Антона Караса, а изображенный в картине мир так явно разделен на разные политические взгляды, религии и языки, что зритель начинает понимать: сравнивать их совсем не обязательно. «Если одна из этих точек (в контексте — человек) перестанет двигаться, неужели ты почувствуешь к ней хоть какое-то сострадание?» — спрашивает Гарри Лайм. В фильме показана леденящая кровь тайна, полная правды и отчаяния, которой каждый бизнесмен, политик, да кто угодно должен постоянно опасаться.
1. А теперь не смотри (Don't Look Now, 1973)
Режиссер: Николас Роуг
В главных ролях: Джули Кристи и Дональд Сазерленд
Ничто не является тем, чем кажется.
Первое место в нашем рейтинге занимает экранизация одной из самых поздних новелл Дафны Дюморье — история пары (Джули Кристи и Дональд Сазерленд), переехавшей в Венецию после того, как их дочь утонула в пруду. Давайте подумаем, чему обязан этот фильм своим успехом? Фильм в полной мере оправдывает свой жанр и ожидания любителей артхауса. Ракурсы, звучание и монтаж прекрасно передают душераздирающую историю и полностью раскрывают персонажей; создатели фильма не побоялись добавить в него призраков, блуждающих по каналам Венеции — самого праздничного и необыкновенного города в Европе. И пожалуй, именно эта картина может похвастаться лучшей постельной сценой. Другими словами, фильм, где каждый кадр наполнен смыслом, эмоциями и тайнами, является великим достижением одного из настоящих британских иконоборцев и просто мастера своего дела.