20 лучших британских фильмов всех времен
Time Out поговорил с актерами, режиссерами, писателями, критиками и представителями других профессий, связанными с киноиндустрией. Мы задавали вопросы Уэсу Андерсону, Майку Ли, Салли Хокинс, Кену Лоучу и многим другим. И вот список 20 лучших британских фильмов, составленный по итогам опросов лондонского Time Out.
8. Добрые сердца и короны (Kind Hearts and Coronets, 1949)
Режиссер: Роберт Хеймер
В главных ролях: Деннис Прайс, Алек Гиннесс и Джоан Гринвуд
Вонзить топор в семейное древо.
Комедии от «Ealing Studios», несомненно, остаются столпами британской причудливости, но, согласно результатам опроса, перестали пользоваться популярностью. Неужели с затейливого сумасброда из «Банды с Лавендр Хилл» нечего взять? «Паспорт в Пимлико» потерял свою политическую пикантность? Не слишком ли много беготни в язвительной сатире «Человек в белом костюме»? Можно подумать, что опрашиваемые просто решили перестраховаться и проголосовали за лучшую картину студии: «Добрые сердца и короны».
Есть даже что-то приятное в том, что в самом возвышенном, очаровательном и романтическом фильме нашего рейтинга фигурирует нищий пижон, устроивший настоящую бойню своих родственников аристократического происхождения. Луис Мадзини Д'Аскойн (Деннис Прайс) решает вырезать остатки семьи Д'Аскойн (всех членов исполнил Алек Гиннесс) и тем самым отомстить за предательство его любимой, но уже мертвой матери.
Красота фильма заключается в том, что зритель перестает обращать внимание на все ужасные события и переходит на сторону мстящего психопата. Своим успехом картина обязана и Алеку Гиннессу, забавно сыгравшему такое множество персонажей — все они позволяют понять, что убийства Луиса на самом деле что-то больше, чем жестокое нападение на установленные нормы, лицемерие и высокомерие английской аристократии.
7. Представление (Performance, 1970)
Режиссеры: Николас Роуг и Дональд Кэммелл
В главных ролях: Джеймс Фокс, Мик Джаггер и Анита Палленберг
Господа, вы все работаете на меня.
Все рассчитывали на музыкальную комедию в стиле Битлз с участием любимых негодяев из Роллинг Стоунз. Вместо этого получили 105 минут криминального насилия, развратный секс, звездного наркомана и Мика Джаггера в платье. Не допущенное к показу из-за своей невменяемости (критик газеты «Лос-Анджелес таймс» Ричард Шикел написал, что это «худший фильм, который он когда-либо видел), «Представление» выросло в статусе и влиятельности, войдя в топ-10 фильмов нашего рейтинга, что является огромным скачком вперед по сравнению с 51 местом, которое он занял в подобном рейтинге Британского института кино в 1999 году.
Почему же фильм, который давно должен был устареть, находит признание спустя 40 лет?
Секс, наркотики и рок-н-ролл уже не задевают, но в фильме есть гораздо больше: «Представление» — это прекрасный пример несовершенства, неконтролируемой борьбы различных влияний и противоречивых идей, жанров и даже режиссеров. И хотя большинство внешне похожих работ эпохи экспериментализма шестидесятых теперь только смущают, «Представлению» удается оставаться вызывающим, волнующим и актуальным. В фильме и правда присутствует странный и неловкий момент, а женщины оставляют желать лучшего. Но поскольку история распадается на части вместе с сознанием Джеймса Фокса, Мик Джаггер кривит губы и разгуливает с напыщенным видом, словно самый сексуальный страус в мире, а визуальные эффекты становятся все более неистовыми и наркоманскими, вы прямо можете услышать, как Роуг и Кэммелл вместе потирают руки и радуются невероятной глубине и уникальности этого монстра, которого им как-то удалось создать.
6. Лестница в небо (A Matter of Life and Death, 1946)
Режиссеры: Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер
В главных ролях: Дэвид Нивен, Ким Хантер, Роджер Ливси и Рэймонд Мэсси
Удивительная жизнь после смерти.
«Лестница в небо» — это не только самый образный и успешный фильм, созданный Майком Пауэллом и Эмериком Прессбургером, но и самый существенный фильм британского кинематографа, и, несмотря на все его спецэффекты, романтичность, остроумие и чувство юмора, он определенно о чем-то большем.
На самом деле, это фильм о многом: о невероятной любви между британским пилотом, которому приходится катапультироваться из своего самолета, и американской девушкой, получившей его сигнал о помощи; о длительных неоднозначных отношениях между Британией и США, несколько обострившихся в последние годы Второй Мировой; в какой-то степени даже о таких же нелегких отношениях между практиками британского документального кино, которые стремились как можно точнее и реалистичнее передать все события, и теми, кто придерживался более художественной и образной манеры киносъемки. Но в первую очередь это картина о неизбежно символичных отношениях между жизнью и смертью, которые являются неотъемлемыми частями друг друга. Небеса здесь — это не только жизнь после смерти, вера в которую так необходима, ведь справедливость там всегда одерживает верх. Это и мир грез, воображенный пилотом, пребывающим в травматическом шоке после удачного приземления из горящей кабины. Да уж, впечатляет.
5. Красные башмачки (The Red Shoes, 1948)
Режиссеры: Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер
В главных ролях: Мойра Ширер, Антон Уолбрук и Мариус Горинг
Проходит время, любовь, жизнь, но не Красные башмачки…
Успех британского дуэта в лице Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера неизбежен в этом рейтинге. В рейтинге Британского института кино 1999 года «Красные башмачки» вошли в топ-10, а «Лестница в небо», «Жизнь и смерть полковника Блимпа», «Черный нарцисс» и срежиссированный Пауэллом «Подглядывающий» пусть и отстали, но совсем чуть-чуть. В наш рейтинг вошли еще два их фильма («Кентерберийские рассказы» и «Я знаю, куда я иду!»), но места, которые они заняли, просто поражают: два фильма вошли в топ-10, а остальные в топ-20. Если посчитать все голоса, которые отдали за эти фильмы, то британский дуэт собрал их намного больше, чем какой-либо другой режиссер рейтинга.
Тонкий юмор и визуальная изобретательность в фильмах британского дуэта с годами стали даже чуть более чарующими и как никогда ранее актуальными.
Но все же апофеозом их успеха остаются «Красные башмачки»: взгляд на старую историю с нового ракурса, пик концептуальной ориентации Пауэлла в качестве режиссера, безупречное слияние кино и танца, анимации и музыки, строгости повествования и экспериментальной свободы действий. Без всяких сомнений, фильм заслуживает статуса самой завораживающей картины британского кинематографа.