20 лучших британских фильмов всех времен
Time Out поговорил с актерами, режиссерами, писателями, критиками и представителями других профессий, связанными с киноиндустрией. Мы задавали вопросы Уэсу Андерсону, Майку Ли, Салли Хокинс, Кену Лоучу и многим другим. И вот список 20 лучших британских фильмов, составленный по итогам опросов лондонского Time Out.
16. Черный нарцисс (Black Narcissus, 1947)
Режиссер: Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер
В ролях: Дебора Керр, Сабу, Дэвид Фаррар
Монахини отвагу любят.
Все эти придирчивые критики, возмущенные переходом Пауэлла в вуайеристский перебор с «Подглядывающим», должны были подумать дважды. От «клейщика»-извращенца и его «липкого оружия» в «Кентерберийской истории» до оскорбительной, алкогольной и неромантичной «Маленькой задней комнаты», фильмы Пауэлла изобилуют подавленным отвращением и сексуальной паникой не более, чем эта тревожная адаптация романов Румера Годдена «Черный нарцисс». Этот фильм мог стать вершиной тенденции зрителей к осуждению подобного: действие разворачивается в Дарджилинге, но снято в Западном Сассексе. Фильм кажется столь же далеким от времени, сколько и неуместным, избегая жанровых рамок (что это: мелодрама? историческая драма? ужасы? социальная сатира?) в пользу чистой атмосферы и непревзойденного чувства нарастающей истерики. И лучшая актерская игра Деборы Керр за всю ее карьеру — всего лишь вершина айсберга.
15. Уитнэйл и Я (Withnail & I, 1987)
Режиссер: Брюс Робинсон
В ролях: Ричард Э. Грант, Пол МакГанн
Добро пожаловать в пригород Лондона!
В черной комедии режиссера и сценариста Брюса Робинсона рассказывается о злоключениях двух молодых актеров, проживающих на севере Лондона, которые недавно закончили учиться и пока «временно» не работают. В качестве лучшей британской комедии эта картина, возможно, переплюнет даже знаменитый фильм «Добрые сердца и короны». Какое-то время фильм держался на недосягаемой вершине любви: его ярые поклонники встречались в барах северо-западных районов Лондона, обменивались цитатами и играли в игры на выпивание, основанные на дополнительных материалах DVD-диска (хотя им скорее стоило бы ходить по кафе, требуя «лучшего вина, что есть у человечества»). Крис Эванс купил на аукционе поношенное пальто Уитнейла за восемь тысяч фунтов, а кожаное пальто его друга Марвуда было куплено Дэнни Бэйкером. В 2000 году читатели «Total Film » назвали фильм «Уитнейл и Я» третьей лучшей комедией всех времен.
Однако картина не сразу пришла к такому успеху. После премьеры она шла всего три недели, и за все время показа собрала полтора миллиона фунтов в кинотеатрах Великобритании. По словам Робинсона, производство фильма чуть не превратило его в такого же бедняка, какими являются его герои. Робинсону пришлось добавить 30 000 фунтов из личных сбережений, чтобы снять сцену судьбоносной поездки Ричарда Э. Гранта и Пола МакГанна в Озерный край. И хотя картина получила культовый успех в основном благодаря продажам DVD, опрос свидетельствует о том, что теперь и в сердцах критиков она занимает важное место. Вдохновляюще забавный сюжет, попавший в самую цель подбор актеров и экспрессивный саундтрек помогли создать чудесную насмешливую элегию британским шестидесятым, полную горьковато-сладких чувств и настоящей дружбы.
14. Жизнь и смерть полковника Блимпа (The Life and Death of Colonel Blimp, 1943)
Режиссер: Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер
В ролях: Дебора Керр, Роджер Ливси
Исторические мальчишки.
Об эпическом фильме Пауэлла и Прессбургера, рассказывающем историю старомодного бывшего военного, точно известно, что идея не понравилась Черчиллю. Возможно, он думал, что фильм о нем, но образ старого вспыльчивого полковника был вдохновлен персонажем карикатуры Дэвида Лоу. Его рисунки публиковались в газете «Evening Standard». На самом деле фильм «Жизнь и смерть полковника Блимпа» — намного более мудрая, удивительная и глубокая картина, чем может показаться по этим деталям. Это история о том, что невозможно полностью понять других, о сложности и запутанности жизни, о силе времени и о том, как время и история меняют нас.
Фильм обладает глубиной и размахом романа, оставаясь при этом чудесно кинематографическим: вспомните только сцену дуэли в Берлине, или головы животных на стене Блимпа, или суровые сцены сражений. «Жизнь и смерть полковника Блимпа» вышла на самом пике войны и стала попыткой противостоять историческим мифам и расцветить черно-белые предубеждения людей, особенно те, что касались Германии и немцев. Хитрость фильма в том, что сначала зрителю дают такого героя, которого он ожидает — громкого, злого, никого не слушающего. А затем нам показывают события его жизни с 1902 до 1943 года, включающие долгую дружбу с немецким офицером, потерянную любовь, службу в армии во время трех войн. Зрителю показывают совершенного другого человека: сложного, сострадательного. Может, Блимп и не похож на нас, и может, он нам даже не нравится, но к концу фильма мы его понимаем, и именно в этом гениальность картины.
13. 39 ступеней (The 39 Steps, 1935)
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Роберт Донат, Мэдлен Кэррол, Годфри Тирл
Шотландская удалая пляска.
Хичкоковская экранизация романа Джона Бакена является не только его лучшим британским фильмом, который благодаря саспенсу, правильному темпу, остроумию, ярким персонажам, атмосфере и виртуозно проделанным отступлениям превосходит даже великолепную картину «Леди исчезает» Это также и самый теплый и трогающий фильм Альфреда Хичкока.
Дело не только в том, что Роберт Ханней — один из самых чутких протагонистов, или что герои Роберта Доната и Мэдлен Кэррол, несмотря на первоначальные споры, в результате становятся милой парой. Фильм полон трогательных моментов, начиная с добродушных подтруниваний между людьми в театре в начале и заканчивая неожиданным моментом смерти мистера Мемори прямо на сцене. Их короткий диалог с Ханнеем искусно демонстрирует взаимное уважение двух мужчин. В фильме есть также сцена смерти женщины-агента, которая в ином случае выглядела бы абсурдно и экзотично, несмотря на храбрость женщины. Есть и понимающая супружеская любовь шотландского хозяина гостиницы, и даже непоколебимая верность, которую демонстрирует коварная супруга куратора шотландской разведки.
Однако самое душераздирающее — это короткие, но незабываемые сцены в доме фермера, где разговоры Ханнея о Лондоне и его искренние комплименты дают молодой жене возможность представить заманчивую далекую жизнь, где она была бы намного счастливее, чем со своим жестоким глупым мужем. Именно в этих нескольких минутах видна невероятно тонкая игра актеров, не говоря уже об эмоциональной глубине и изяществе, которые Хичкоку больше не удалось повторить ни в одном фильме.