20 лучших британских фильмов всех времен

20 лучших британских фильмов всех времен

Дэйв Кэлхоун, Том Хаддлстон, Дэвид Дженкинс, Дерек Адамс, Джефф Эндрю, Адам Ли Дэвис, Пол Фэрклу, Уолли Хэммонд, Алим Керай, Фил де Сэмльен   16 января 2019
1 мин

Time Out поговорил с актерами, режиссерами, писателями, критиками и представителями других профессий, связанными с киноиндустрией. Мы задавали вопросы Уэсу Андерсону, Майку Ли, Салли Хокинс, Кену Лоучу и многим другим. И вот список 20 лучших британских фильмов, составленный по итогам опросов лондонского Time Out.

\"\"

16. Черный нарцисс (Black Narcissus, 1947)

2/5

Режиссер: Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер

В ролях: Дебора Керр, Сабу, Дэвид Фаррар

Монахини отвагу любят.

Все эти придирчивые критики, возмущенные переходом Пауэлла в вуайеристский перебор с «Подглядывающим», должны были подумать дважды. От «клейщика»-извращенца и его «липкого оружия» в «Кентерберийской истории» до оскорбительной, алкогольной и неромантичной «Маленькой задней комнаты», фильмы Пауэлла изобилуют подавленным отвращением и сексуальной паникой не более, чем эта тревожная адаптация романов Румера Годдена «Черный нарцисс». Этот фильм мог стать вершиной тенденции зрителей к осуждению подобного: действие разворачивается в Дарджилинге, но снято в Западном Сассексе. Фильм кажется столь же далеким от времени, сколько и неуместным, избегая жанровых рамок (что это: мелодрама? историческая драма? ужасы? социальная сатира?) в пользу чистой атмосферы и непревзойденного чувства нарастающей истерики. И лучшая актерская игра Деборы Керр за всю ее карьеру — всего лишь вершина айсберга.

 

15. Уитнэйл и Я (Withnail & I, 1987)

Режиссер: Брюс Робинсон 

В ролях: Ричард Э. Грант, Пол МакГанн

Добро пожаловать в пригород Лондона!

В черной комедии режиссера и сценариста Брюса Робинсона рассказывается о злоключениях двух молодых актеров, проживающих на севере Лондона, которые недавно закончили учиться и пока «временно» не работают. В качестве лучшей британской комедии эта картина, возможно, переплюнет даже знаменитый фильм «Добрые сердца и короны». Какое-то время фильм держался на недосягаемой вершине любви: его ярые поклонники встречались в барах северо-западных районов Лондона, обменивались цитатами и играли в игры на выпивание, основанные на дополнительных материалах DVD-диска (хотя им скорее стоило бы ходить по кафе, требуя «лучшего вина, что есть у человечества»). Крис Эванс купил на аукционе поношенное пальто Уитнейла за восемь тысяч фунтов, а кожаное пальто его друга Марвуда было куплено Дэнни Бэйкером. В 2000 году читатели «Total Film » назвали фильм «Уитнейл и Я» третьей лучшей комедией всех времен.

Однако картина не сразу пришла к такому успеху. После премьеры она шла всего три недели, и за все время показа собрала полтора миллиона фунтов в кинотеатрах Великобритании. По словам Робинсона, производство фильма чуть не превратило его в такого же бедняка, какими являются его герои. Робинсону пришлось добавить 30 000 фунтов из личных сбережений, чтобы снять сцену судьбоносной поездки Ричарда Э. Гранта и Пола МакГанна в Озерный край. И хотя картина получила культовый успех в основном благодаря продажам DVD, опрос свидетельствует о том, что теперь и в сердцах критиков она занимает важное место. Вдохновляюще забавный сюжет, попавший в самую цель подбор актеров и экспрессивный саундтрек помогли создать чудесную насмешливую элегию британским шестидесятым, полную горьковато-сладких чувств и настоящей дружбы.

 

14. Жизнь и смерть полковника Блимпа (The Life and Death of Colonel Blimp, 1943)

Режиссер: Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер

В ролях: Дебора Керр, Роджер Ливси

Исторические мальчишки.

Об эпическом фильме Пауэлла и Прессбургера, рассказывающем историю старомодного бывшего военного, точно известно, что идея не понравилась Черчиллю. Возможно, он думал, что фильм о нем, но образ старого вспыльчивого полковника был вдохновлен персонажем карикатуры Дэвида Лоу. Его рисунки публиковались в газете «Evening Standard». На самом деле фильм «Жизнь и смерть полковника Блимпа» — намного более мудрая, удивительная и глубокая картина, чем может показаться по этим деталям. Это история о том, что невозможно полностью понять других, о сложности и запутанности жизни, о силе времени и о том, как время и история меняют нас.

Фильм обладает глубиной и размахом романа, оставаясь при этом чудесно кинематографическим: вспомните только сцену дуэли в Берлине, или головы животных на стене Блимпа, или суровые сцены сражений. «Жизнь и смерть полковника Блимпа» вышла на самом пике войны и стала попыткой противостоять историческим мифам и расцветить черно-белые предубеждения людей, особенно те, что касались Германии и немцев. Хитрость фильма в том, что сначала зрителю дают такого героя, которого он ожидает — громкого, злого, никого не слушающего. А затем нам показывают события его жизни с 1902 до 1943 года, включающие долгую дружбу с немецким офицером, потерянную любовь, службу в армии во время трех войн. Зрителю показывают совершенного другого человека: сложного, сострадательного. Может, Блимп и не похож на нас, и может, он нам даже не нравится, но к концу фильма мы его понимаем, и именно в этом гениальность картины.

 

13. 39 ступеней (The 39 Steps, 1935)

Режиссер: Альфред Хичкок 

В ролях: Роберт Донат, Мэдлен Кэррол, Годфри Тирл

Шотландская удалая пляска.

Хичкоковская экранизация романа Джона Бакена является не только его лучшим британским фильмом, который благодаря саспенсу, правильному темпу, остроумию, ярким персонажам, атмосфере и виртуозно проделанным отступлениям превосходит даже великолепную картину «Леди исчезает» Это также и самый теплый и трогающий фильм Альфреда Хичкока.

Дело не только в том, что Роберт Ханней — один из самых чутких протагонистов, или что герои Роберта Доната и Мэдлен Кэррол, несмотря на первоначальные споры, в результате становятся милой парой. Фильм полон трогательных моментов, начиная с добродушных подтруниваний между людьми в театре в начале и заканчивая неожиданным моментом смерти мистера Мемори прямо на сцене. Их короткий диалог с Ханнеем искусно демонстрирует взаимное уважение двух мужчин. В фильме есть также сцена смерти женщины-агента, которая в ином случае выглядела бы абсурдно и экзотично, несмотря на храбрость женщины. Есть и понимающая супружеская любовь шотландского хозяина гостиницы, и даже непоколебимая верность, которую демонстрирует коварная супруга куратора шотландской разведки.

Однако самое душераздирающее — это короткие, но незабываемые сцены в доме фермера, где разговоры Ханнея о Лондоне и его искренние комплименты дают молодой жене возможность представить заманчивую далекую жизнь, где она была бы намного счастливее, чем со своим жестоким глупым мужем. Именно в этих нескольких минутах видна невероятно тонкая игра актеров, не говоря уже об эмоциональной глубине и изяществе, которые Хичкоку больше не удалось повторить ни в одном фильме.