15 самых ярких европейских сериалов за последние 10 лет
Не секрет, что львиная доля сериалов приходят к нам из США и Великобритании. Тем не менее, другим странам тоже есть, что показать. Time Out решил прогуляться по Европе и посмотреть, что предложила она интересного за последние десять лет.
«Вавилон-Берлин» (2017, Германия, 2 сезона)
1929-ый. Карьера обер-бургомистра Кельна в большой опасности — он засветился в порно. Впрочем, если отыскать негатив, скандал удастся замять. Заняться деликатной проблемой приходится Гереону Рату — молодому инспектору полиции, вынужденному приехать из Кельна в Берлин. Берлин же запутался в паутине разврата, роскоши и преступлений…
Немецкий ретро-нуар о блеске и нищете Веймарской республики стоил своим создателям слишком дорого: производственный бюджет двух сезонов превысил сумму в сорок миллионов евро — абсолютный рекорд для неанглоязычных сериалов. Но траты, в общем-то, себя окупили: мы получили сериал, о котором будут говорить еще долго (не за горами, кстати, третий сезон). И виной тому, во-первых, Том Тыквер, приложивший руку к созданию проекта, а во-вторых, ядреная смесь из детектива, политики, эротики и декадентства. Кстати, не менее важно и то, что сериалы с пометкой «исторические» превращаются сегодня в совсем уж редкого зверя.
«Мост» (2011, Швеция, Дания, Германия, 4 сезона)
На Эресуннском мосту находят женское тело. Оно лежит на границе между Данией и Швецией. Правда, довольно быстро выясняется, что трупов на самом деле два: верхняя часть туловища (лежавшая в Дании), принадлежит шведке, занимавшейся политикой, а нижняя (лежавшая в Швеции) — датской бабочке облегченного поведения…
Надо ли говорить, что «Мост» — отличный скандинавский криминальный триллер, давно ставший чуть ли не классикой жанра? На него равняются, ему подражают, его цитируют (ну, или копируют, если хотите: например, не так давно появилась русская адаптация с Михаилом Пореченковым и Ингеборгой Дапкунайте). Тем не менее, «Мост» пока что остается недосягаем: перепрыгнуть ту планку, которую он заявил, ни одному европейскому сериалу так и не удалось. Так что если вы каким-то мистическим образом этот сериал пропустили, то бросайте все и немедленно нажимайте на кнопку «Play».
«Молодой папа» (2016, Италия, Франция, Испания, 1 сезон)
Конклав в Ватикане сделал ошибку века. Они запутались в интригах и случайно выбрали не того, кого надо было бы выбирать. В итоге на папский престол уселся американец — эксцентричный и неуправляемый, самовлюбленный и гордый, который, ко всему прочему, курит, как паровоз, и даже не очень-то верит в Бога.
Думаю, что «Молодой папа» Паоло Соррентино — это как раз тот случай, когда в услугах комментатора никто не нуждается. Об этом смелом, скандальном и невероятно обаятельном проекте знают без исключения все. Это настоящий праздник для визуала, а также для тех, кто готов денно и нощно разглагольствовать об экзистенциях и украшать свои будни спорами о религии. Плюс харизма Джуд Лоу, плюс мощная операторская работа, плюс Паоло Соррентино — король шантажа и мастер визуальных провокаций. В общем, перед нами один из самых значимых проектов последнего времени, никак не меньше.
«Правительство» (2010, Дания, 3 сезона)
Вы удивитесь, но результаты выборов иногда полны неожиданностей. Во всяком случае, Биргитте Нюборг, лидер второстепенной Партии Умеренных, здорово удивилась, узнав, что ее партия получила в парламенте большинство, а, значит, быть ей теперь премьер-министром страны — и никак не меньше. Осталась, правда, сущая ерунда: нужно сформировать правительство.
Место действия сериала — современная Дания. И ничего, что большинство имен и названий в проекте выдуманы: прототипом «Умеренных» стала реально существующая партия, а вымышленные СМИ списаны с реальных. Реальны и проблемы, а также интриги и механизмы политической борьбы, имеющие место быть не только в одной отдельно взятой стране. Так что для неискушенной аудитории этот проект может стать чем-то вроде политического ликбеза.
Маленькая вишенка на торте: перед каждой серией есть эпиграф. Как правило, это цитата из Макиавелли, но есть и Уинстон Черчилль, Мао Цзэдун и даже Владимир Ленин с фразой «Доверие — хорошо, а контроль — лучше». Благодаря этому нехитрому приему история Биргитте Нюборг престает быть исключительно датской: она становится универсальной, выходит за ограничительные полосы границ и времен.
«Тьма» (2017, Германия, 2 сезона)
В маленьком Виндене большой переполох — исчезает ребенок. Потом второй. Потом находят труп третьего — но он явно не местный. Во всяком случае, не из этого времени. А еще чуть позже вдруг выясняется, что нечто подобное уже было — правда, примерно тридцать три года назад.
«Тьма» — шикарный немецкий проект компании Netflix и один из самых громких сериалов 2017-го года. Почти сразу его начали сравнивать с «Очень странными делами» (сюжет и отсылки к ретро дают поводы для таких сравнений), тем не менее, по стилистике и атмосфере «Тьма» гораздо более мрачен. А еще в нем идеальный сплав мистики и детектива, мастерски закрученный сюжет (с целой россыпью сюрпризов) и фантастическая визуальная составляющая. На горизонте, кстати, второй сезон, очень советуем не пропустить.
«Налет» (2009, Франция, 4 сезона)
Четверо полицейских выходят на тропу войны. Правда, теперь они воюют не только против бандитов: сотрудники судебной полиции объявили вендетту собственным коллегам. Дело в том, что их общего товарища Макса Росси обвинили в том, что он пытал заключенного, и Макс в итоге покончил с собой. Вот только полицейские знают, что парень не виновен. И они начинают собственное расследование, чего бы это ни стоило.
«Налет» (а если переводить дословно, то «вооруженное ограбление») — один из самых популярных французских сериалов. Его первый сезон собрал рекордную аудиторию для Canal+, опередив даже многие американские шоу. Одна из причин такого фурора — режиссер и сценарист Оливье Маршаль: он сам когда-то работал в полиции, поэтому, что называется, в теме, и это чувствуется. И снял он харизматичный и лихо закрученный боевик: одно преступление тянет за собой другое, погони сменяются перестрелками, перестрелки разборками.
Правда, третий сезон состряпан с добавлением клюковки: на местных улочках появляется банда русских, и, если честно, выглядит это довольно нелепо. Впрочем, в первых двух сезонах подобных «сюрпризов» нет.
«1864» (2014, Дания, Норвегия, Швеция, Германия, 1 сезон)
Вторая Шлезвигская война 1864-го (то есть война Дании с Пруссией и Австрией за герцогства Шлезвиг и Гольштейн) — одна из самых тяжелых войн в истории Датского королевства. В ней страна потеряла солидную часть своей территории (почти половину), убитых и раненых тоже было много. Поэтому появление проекта «1864» вовсе не случайно: в Дании знают свою историю и очень бережно к ней относятся.
Тем не менее, сериал притягивает к себе не только датчан. «1864» снимался как полный метр: без оглядки на куцый бюджет и на необходимость экономить. Поэтому один из главных его козырей — визуальная составляющая. По сериальным меркам картинка у проекта просто шикарная, да и пыль на съемочной площадке утрамбовывала солидная массовка, а не десяток статистов, изображающих армию. Правда, для слащаво-сахарной романтики местечко, к сожалению, тоже нашлось, но зато финальные батальные сцены (битва при Дюббиле) искупят этот «грех» полностью.
«Гоморра» (2014, Италия, Германия, 4 сезона)
Двум кланам на улицах Неаполя стало тесно. Первыми «договор» нарушили в семействе Конте: они начали толкать наркоту на той территории, где делали свои дела Севастино. И теперь Чиро Ди Марцио (он же «Бессмертный») вынужден объяснять наглецам, что они несколько зарвались.
Книга Роберто Савиано (по которой снят сериал, а также фильм 2008-го года) чуть было не стоила своему автору жизни. Штука в том, что в Италии до сих пор существует неаполитанская мафия, имя которой Каморра, и название романа отсылает, понятное дело, к ней. Так вот: узнав об этой книге, клан вынес писателю смертный приговор — и полиции пришлось бедолагу круглосуточно охранять. Общественность тоже среагировала весьма бурно, и к итальянскому правительству полетели петиции с требованиями защитить автора от мафиози. Кстати, под этими бумагами подписывались даже нобелевские лауреаты, среди которых был и Михаил Горбачев.
Другими словами, у сериала есть весьма яркая предыстория, которая уже сама по себе отдельный сюжет. И она весьма наглядно объясняет, почему «Гоморра» так популярна в Италии: при всем своем драматизме и киногеничности, она плоть от плоти реальных событий. К тому же сделан сериал брутально и жестко, без всяких поблажек: бескровных серий здесь нет, положительные герои не выживают, персонажи существуют по волчьим законам. Да и снимался сериал, что называется, на натуре: в настоящих бандитских районах, где без серьезного повода чужакам лучше не появляться. И, кстати, судя по слухам, продюсеры даже выходили на связь с мафиози — и те будто бы рассказывали им о внутреннем устройстве своего клана.
«На зов скорби» (2012, Франция, 2 сезона)
Странные дела творятся в маленьком альпийском городке. Люди, умершие несколько лет назад, вдруг стали возвращаться домой. Причем сами-то они не знают, что приходят с того света, не догадываются, что с момента их смерти прошло много времени, и не понимают, почему их близкие не всегда хотят принять их обратно.
Когда разговор заходит о живых мертвецах, в голове сразу же начинают крутиться бесчисленные фильмы ужасов (чаще всего зомби-хорроры). Но вот вам возвращенцы из мира иного, которые с хоррорами почти не связаны: вместо стандартизированного ужастика французы сняли настоящую притчу. Да, есть среди «вернувшихся» и маньяк, готовый продолжить свое кровавое дело, однако его история, в общем-то, не на первом плане. Отношения между мертвыми и живыми (то есть между нашим прошлым и настоящим) авторам гораздо важнее.
Кстати, критики одно время сравнивали эту европейскую жемчужину с жемчужиной американской — с «Твин Пикс» Дэвида Линча. Правда, стилистически эти сериалы все-таки очень разные: «На зов скорби» завораживает и пугает своей обыденностью, своим браком с реальностью, а не эстетствующим мистицизмом и визуальной эксцентрикой.
«Наши матери, наши отцы» (2013, Германия, 1 сезон)
Военное кино в Германии снимают крайне редко (вряд ли нужно объяснять, почему). Поэтому мини-сериал Филиппа Кадельбаха о немецких парнях, прошедших через мясорубку Второй Мировой, оказался не просто в центре внимания — судя по рейтингам, его посмотрел каждый четвертый немец. Видели его и в других странах, в том числе у нас. И, конечно, о нем сразу же начали спорить, да так, что клочки полетели по закоулочкам: этот антивоенный проект рвали на куски «и ваши, и наши».
Например, в Польше сериал ругали за то, «что он искажает образ польских партизан». В Германии говорили об исторических неточностях. А российский МИД и вовсе направил в немецкое посольство официальное письмо с протестом (причина — эпизоды, связанные с советскими солдатами). Но несмотря на все это, голосов в защиту проекта было очень и очень много.
Дело в том, что «Наши матери, наши отцы» — это очень серьезное, очень жесткое и очень честное кино о войне, ценное еще и тем, что в нем нет романтизации подвига. Авторы не прячут войну за ширмочкой патриотических штампов — они эту ширму сбивают. И своих героев они не оправдывают, не пытаются о чем-то промолчать, а что-то украсить. Наоборот, авторы говорят откровенно: «Ребята, война — это грязь и ад. Она не только ломает твои кости: в ее власти превратить тебя в зверя — и происходит это вот так и так. А возвращаются с войны вот такими». Для сегодняшнего кино подобные разговоры — редкость.
«Капкан» (2015, Исландия, 1 сезон)
В маленьком исландском городке полицейское отделение — целых три человека. И ни одному из них не сидеть без работы: рыбаки выловили мужское тело с отрубленной головой. Впрочем, проблемы на этом не заканчиваются: на городок идет снежная буря, а количество трупов множится.
Думаю, тем, кто ходит в кино как минимум раз в неделю, не нужно объяснять, что стоит за именем Бальтасар Кормакур. Для всех остальных поясню: это самый известный в мире режиссер-исландец, снявший «Пучину» (2012) и «Эверест» (2015). В последнее время он в основном работает в Голливуде, но для «Капкана» вернулся на родину — должен же был кто-то явить миру первозданный скандинавский нуар, способный стать вровень с «Мостом» или «Убийством». И Кормакуру это, в общем-то, удалось: перед нами мрачный северный детектив, магия ледяных пейзажей и тайна грехов человеческих, припорошенных снегом.
«Изабелла» (2011, Испания, 3 сезона)
Если кто-то замерз, то из ледяной Исландии скоренько перемещаемся к югу — там нас ждет костюмированный исторический сериал о жизни королевы Кастилии и Леона — Изабеллы Кастильской. Интриги и тайны кастильского двора, роскошные женщины в парчовых платьях, а также средневековые войны и борьба за престол.
Кое-кому сериал может показаться немного иллюстративным и монотонным, да и не самый большой бюджет время от времени сказывается. Тем не менее, когда еще нам подвернется возможность заглянуть в испанские земли XV века?
«Отель «Бо Сежур» (2016, Бельгия, 1 сезон)
Ей девятнадцать, и она мертва. Точнее, так: девушка просыпается в луже крови и понимает, что ночью ее убили. Правда, она не помнит, кто это сделал и почему. А ей так хочется это выяснить.
Ловите старый добрый детектив с элементами мистики. Бельгийцы не изобретают что-то кардинально новое на этой порядком истоптанной поляне: вряд ли вы будете помнить «Отель» до конца дней своих. Но скроен сериал вполне добротно, персонажи не похожи друг на друга, как близнецы-братья, а интрига продолжает оставаться интригой до самой последней серии. Так что для игры в бессмертную зрительскую забаву «а кто убийца?» проект вполне подойдет.
«Марсель» (2016, Франция, 2 сезона)
Как веревочке не виться, а конец будет. Таро был мэром Марселя почти двадцать пять лет и вовсе не планировал становиться почетным пенсионером. Однако внезапно появился молодой конкурент — удачливый и амбициозный, и в его планах сбросить старого льва с уютного пьедестала.
«Марсель» — первый франкоязычный проект компании Netflix, в главной роли которого снялся житель Саранска, он же почетный гражданин Чеченской республики Жерар Ксавье Марсель Депардье. Хотя на самом деле сериал вполне мог бы выжить и без него. Этот политический триллер интересен прежде всего своими подковерными интригами, механизмами борьбы за власть и приемами по устранению конкурентов. Плюс шикарная возможность «побродить» по улочкам Марселя: города в сериале много, и он, ей-богу, великолепен.
«Стыд» (2015, Норвегия, 4 сезона)
Один из самых популярных норвежских сериалов о жизни подростков. Проблемы мальчиков-девочек, школьные ссоры, конфликты отцов и детей — в общем, все как всегда, только немного лучше.
Была у «Стыда» и одна изюминка, много сделавшая для того, чтобы он стал знаменитым: проект шел как бы в реальном времени. То есть число в календаре совпадало с датами в сериале. Грубо говоря, 1-го марта подросток включал компьютер и смотрел на своих любимых героев, которые смеялись-ругались-плакали 1-го марта того же года. К тому же у каждого героя были свои страницы в сотсетях — и с ними можно было пообщаться, начать переписку и так далее. Такое вот реалити-шоу.