10 военных сериалов, о которых вы, возможно, не знаете
«Сражение за тяжелую воду», Норвегия (Kampen om tungtvannet, 2015)
Так называемую «тяжелую воду» (окись дейтерия) начали производить в Норвегии в 1934-м году. Во время Второй Мировой союзники по антигитлеровской коалиции поняли, что эту воду фашистская Германия собирается использовать для разработки атомного оружия. Поэтому было принято решение уничтожить норвежский завод. С первой попытки это не удалось: еще до начала операции «Незнакомец» часть диверсантов разбилась при посадке, часть попала в руки гестапо, но в 1943-м злополучный завод наконец-то был взорван.
При всей своей киногеничности, эта история абсолютно реальна. Кстати, на экран она попадала трижды: в 1948-м вышел норвежско-французский фильм «Битва за тяжелую воду» режиссера Жана Древиля, в 1965-м Британия выпустила «Героев Телемарка», а в 2015-м появился этот норвежский сериал. От других проектов он отличается тем, что дает возможность посмотреть на происходящее с разных ракурсов: перед нами норвежские хозяева завода, диверсанты, немцы и союзники антигитлеровской коалиции. И у каждого из них – своя точка зрения.
«Там», FX (Over There, 2005)
Начало 2000-х, первый год войны в Ираке. На передовой – взвод новобранцев. Они взяли в руки оружие каждый со своей целью: кто-то захотел заработать денег, кому-то нужны были льготы, кто-то лелеял романтическую мечту стать героем. Но реальность с мечтами не дружит. Поэтому всем героям придется заново искать ответ на вопрос «А зачем я здесь?» И попытаться понять, кому нужно, чтобы это побоище продолжалось.
Возможно, это не самый совершенный сериал с технической точки зрения: все-таки бюджетов «Братьев по оружию» и «Тихого океана» у продюсеров не было. Там не менее, это очень честное и очень эмоциональное высказывание о войне – без бьющего по нервам патриотизма и молодецкой бравады.
«Ставка больше, чем жизнь», Польша (Stawka wieksza niz zycie, 1967)
Шаг в сторону ретро. Еще один сериал о Второй мировой, главный герой – польский разведчик Станислав Колицкий, оказавшийся очень похожим на пленного немца – обер-лейтенанта Ганса Клосса. Советские чекисты решили воспользоваться таким сходством: они готовят юношу для внедрения к фашистам, и в итоге тот занимает место своего двойника.
С этим героем зритель прошагаем всю войну: действие сериала начинается в 1941-м, а заканчивается в 1945-м. Всего в «Ставке» 18 серий, каждая из которых представляет вполне законченную историю. Кстати, в СССР этот проект был очень популярен: спросите старшее поколение, они наверняка его помнят.
«Братья по оружию», HBO (Band of Brothers, 2001)
Без этого проекта Стивена Спилберга и Тома Хэнкса представить подборку военных сериалов просто невозможно. Потому что вышел он почти двадцать лет назад, но ничего более масштабного и яркого с тех пор так и не появилось. Еще бы: 2000 человек массовки, 500 актеров, 700 единиц оружия, съемочная площадка площадью в 445 гектаров – повторить подобный размах не в силах никто. Ведь не случайно «Братья по оружию» считаются одним из самых дорогих сериалов в мире.
Впрочем, дело не в потраченных средствах. Продюсеры сделали все, чтобы воссоздать военный путь роты Е (роты «Easy»), начиная с высадки в Нормандии и заканчивая последними боями 1945-го года. Причем работа над «реконструкцией» шла с редкой дотошностью: даже эпизодники подбирались по внешнему сходству с реальными солдатами. В результате получилось мощное высказывание о войне, не потерявшее своей актуальности даже сейчас, через 17 лет после премьеры.
«Военный госпиталь», АВС (Combat Hospital, 2011)
2006-ой, Афганистан, Кандагар. В военном госпитале медики занимаются своей работой: спасают жизни тех, кто поймал пулю. При этом оперировать они вынуждены с заряженным револьвером в кармане. Потому что вокруг Афган, и никто не знает, что случится в следующую минуту: вооруженные талибы заявятся или кобра в операционную заползет. А когда случаются передышки, врачи и медсестры пытаются вести себя как самые обычные люди. Что, конечно же, получается не всегда.
«Галлиполийская история», Австралия (Deadline Gallipoli, 2015)
Возможно, вы помните австралийский фильм Питера Уира 1981 года с Мэлом Гибсоном, который назывался «Галлиполи»? Речь в нем идет об одной из самых страшных страниц Первой мировой войны – о масштабном Галлиполийском сражении, в котором участвовали австралийский и новозеландские войска. Потери союзников тогда были огромные: только за день они потеряли 18 000 человек, то есть погиб каждый четвертый солдат, участвовавший в операции. По сути, люди становились просто пушечным мясом: их бросали в атаку на пулеметы, хотя никакой надежды прорвать укрепления не было.
«Гллиполийская история» снята о той же бойне. Только теперь в центре мясорубки оказываются трое журналистов: Чарльз Бин, Филипп Шулер и Эллис Ахмед Бартлетт.
«Тихий океан», HBO (The Pacific, 2010)
Кто добился успеха, всегда попробует его повторить. Так что через десять лет после мега-успешных «Братьев по оружию», продюсеры Стивен Спилберг и Том Хэнкс взялись за «Тихий океан» – историю морских пехотинцев США, воевавших во Второй Мировой. Эксперимент опять оказался удачным: этот жесткий кинематографический эпос считается одним из лучших в своем жанре. Кстати, по слухам его бюджет превышает 200 миллионов долларов, что пока абсолютный рекорд для сериального проекта, длина которого всего десять серий.
«Наши матери, наши отцы», Германия (Unsere Mütter, unsere Väter, 2013)
В Германии этот мини-сериал о немецкий парнях, прошедших через мясорубку Второй мировой, посмотрел каждый четвертый. Хорошо знают его и у нас. Частично из-за шумихи: в свое время проект рвали на части «и наши, и ваши». Немцы, например, ругали сериал за мнимое искажение истории. Полякам не понравилось то, как выглядели в кадре польские партизаны. А российский МИД и вовсе направил в немецкое посольство официальное письмо с протестом: дипломатов возмутили эпизоды, связанные с советскими солдатами.
Так в чем же дело? Причина в том, что «Наши матери, наши отцы» – это очень серьезное, очень жесткое и предельно честное кино о войне. Поэтому авторы не пытаются что-то скрыть, а что-то приукрасить. И героев своих они не оправдывают. Они говорят откровенно: «Ребята, война – это грязь и ад. Она не только ломает твои кости: она может превратить тебя в зверя – и происходит это вот так и так. А возвращаются с войны вот такими». Для сегодняшнего кино, часто превращающего войну в залихватское приключение, подобные разговоры – большая редкость.
«Домашние очаги», Великобритания (Home Fires, 2015)
Война – это не только боевые действия, не только работа диверсантов или полевых хирургов. Война – это еще и жизнь тыла. Правда, сериалов на эту тему не так много. Тем ценнее «Домашние очаги» – отличный британский проект, рассказывающий о житье-бытье жительниц графства Чешир, оказавшихся на пороге Второй Мировой. Им приходится ломать свою жизнь, заново расставлять приоритеты и провожать мужей, сыновей и братьев на фронт.
Кстати, одним из шоураннеров «Домашних очагов» была Ребекка Итон, работавшая над такими сериалами как «Аббатство Даунтон», «Шерлок» и «Волчий зал».
«Уловка-22», Hulu (Catch-22, 2019)
А вот вам сериал, которого пока еще никто не видел. Снят он по культовому антивоенному роману Джозефа Хеллера. Речь в нем идет о капитане ВВС Йоссариане, который пытается удрать с войны, прикинувшись сумасшедшим. Однако сделать это не так-то просто: отправить безумца в тыл можно только по его личному заявлению, а такой поступок явно свидетельствует о его вменяемости.
Кстати, это будет не первая экранизация романа: в 1970-м годы вышел фильм, снятый Майком Николсоном. В этот раз в режиссерском кресле оказался – та-дам! – Джордж Клуни. Он же сыграет командира учебной эскадрильи.