AND?!: концерт Сюзан Чани 8 марта в ЦДП
8 марта в Цифровом Деловом Пространстве продолжится цикл концертов AND?!, организованный московской промо-группой AND Concerts. С концертом и лекцией на тему «Квадрофоническое шоу» выступит пятикратная номинантка на премию «Грэмми» звуковой дизайнер Сюзан Чани.
Биография Сюзан Чани (Suzanne Ciani) напоминает сюжет голливудского фильма. Еще в шестидесятые, будучи студенткой университета в Беркли, она познакомилась с изобретателем Доном Буклой и на всю жизнь увлеклась электроникой и синтетическим звучанием. Синтезаторы тогда стоили немало, и чтобы позволить себе собственный инструмент, Чани несколько лет зарабатывала на жизнь сборкой синтезаторов. «Я паяла контакты и сверлила платы за три доллара в час, – вспоминает Сюзан. – А когда синтезатор был наконец готов и отправлялся к очередному обладателю, я чувствовала себя так, будто расстаюсь с ребенком». Обзаведясь наконец собственным модульным Buchla 200, Чани перебирается из Калифорнии в Нью-Йорк, где странствует с квартиры на квартиру и в основном живет у друзей. Так, какое-то время Сюзан жила в студии композитора Филипа Гласса.
Параллельно с поисками себя как композитора Чани основывает собственную саунд-дизайнерскую компанию (что для первой половины семидесятых тоже было весьма смелым решением) и сочиняет саундтреки для рекламы и видеоигр. Она сотрудничает с Atari, AT&T, General Electric и Columbia Pictures, но визитной карточкой Чани в качестве саунд дизайнера становится известный всем и каждому звук шипящего напитка в рекламе Coca-Cola. Свой первый «золотой диск» Сюзан тоже получила в качестве саунд дизайнера – она отвечала за спецэффекты в диско-версии саундтрека к «Звездным войнам», записанной Meco Monardo. Сюзан даже выступила на телешоу Дэвида Леттермана с чем-то вроде короткого мастер-класса по звуковым эффектам. А в 1981-м стала первой женщиной, записавшей саундтрек к голливудскому фильму (это был режиссерский дебют Джоэла Шумахера, фантастическая комедия «Невероятно уменьшившаяся женщина»).
Но успехов в качестве «прикладника» Сюзан было мало – ее влекла карьера самостоятельного артиста. Записав наконец сольный альбом «Seven Waves», Чани едва смогла уговорить хоть кого-нибудь издать пластинку «женщины, которая не поет и не играет на гитаре». Первым согласился японский лейбл Victor и лишь затем, почуяв успех, подтянулся Atlantic Records. Дальше все покатилось как снежный ком – сотрудничество с Вангелисом, приз на Канском фестивале, концертные туры, десятки альбомов и пять номинаций на «Грэмми» в категории «лучший нью-эйдж альбом», наконец – увлечение фортепиано и классической музыкой. В 1994 Чани даже приезжает в Москву записывать альбом «Dream Suite» с оркестром «Молодая Россия».
Казалось бы, после такой карьеры можно позволить себе почивать на лаврах, изредка записывая что-то по особым случаям. Но на седьмом десятке неугомонная Чани будто бы изобретает себя заново. Она возвращается к экспериментальной музыке и становится едва ли не главным лицом «модульного ренессанса» – охватившего мир нового увлечения модульными синтезаторами. Неслучайно именно Сюзан стала первой обладательницей премии имени Роберта Муга. Сегодня в свои 72 она выступает с лекциями в Red Bull Music Academy, сотрудничает с молодыми композиторами вроде Кейтлин Аурелии Смит, регулярно дает импровизационные концерты и собирает аншлаги на фестивалях масштаба Sonar и Primavera Sound, выступая перед аудиторией, представители которой годятся ей во внуки. Ее выступление – настоящий эталон того, как нужно исполнять электронную музыку живьем.