Мнение редакции: женская часть Time Out – о любимых героинях кино и сериалов

Мнение редакции: женская часть Time Out – о любимых героинях кино и сериалов

  7 марта 2019
15 мин
Мнение редакции: женская часть Time Out – о любимых героинях кино и сериалов

В честь 8 марта женщины редакции Time Out рассказали, какие героини их вдохновляют, на кого стоит равняться и почему до полной победы в кино и сериалах женщинам по-прежнему далеко.

Ариадна Быкова, автор рубрики «Город»

Любимая героиня: Мириам Мейзел (Рэйчел Броснахэн) из сериала «Удивительная миссис Мейзел» (The Marvelous Mrs. Maisel, 2017 — н. в.)

За главную роль в комедийном сериале «Удивительная миссис Мейзел» Рэйчел Броснахэн получила все основные ТВ-награды сезона: «Золотой глобус», SAG, «Выбор критиков» и «Эмми». И все это благодаря ее харизматичной героине, взорвавшей своими стендапами Нью-Йорк 50-х годов прошлого века. Мириам восхищает, поражает и вдохновляет одновременно. Да, у нее есть свои отрицательные черты, но я готова простить все за ее чувство юмора, жизненную стойкость и искреннюю доброту. Героиня невероятно талантлива и интересна, а еще до умопомрачения смешна.

На первый взгляд ее история типична для американских сериалов: она — идеальная умница-красавица, поступившая в колледж исключительно ради поисков хорошего мужа. Однако все переворачивается вверх дном, когда ее супруг решает уйти к секретарше. И вроде бы сюжет стар как мир, а героиня банальна до ужаса. Но не тут-то было. Неудачу в личной жизни Мириам превращает в шанс начать сначала — и из зависимой от мужа домохозяйки перевоплощается в успешного стендап-комика.

На протяжении сериала Мириам не стоит на месте, а постоянно самосовершенствуется: становится интереснее и смешнее, держа не только зал, но и нас, зрителей, у экранов. Она не наивная мечтательница — помимо своего успешного увлечения, она нанимает себе менеджера для продвижения выступлений, работает в магазине, чтобы быть независимой, и устраивает свою личную жизнь, потому что хочет быть любимой. Это прекрасный пример женщины, окунувшейся с головой в идею стать лучше и двигаться вперед: воспитывать детей, любить, искать достойного партнера. Для меня она пример того, как можно справляться с неудачами и не поддаваться унынию, сохраняя в себе оптимистичный взгляд на мир.

Яна Бржезицкая, стажер редакции 

Любимая героиня: Марша Кларк (Сара Полсон) из сериала «Народ против О.Джей Симпсона: Американская история преступлений» (The People v. O. J. Simpson: American Crime Story, 2016)

Заместитель окружного прокурора, мать и прежде всего сильная женщина — это Марша Кларк. Сериал, снятый в неподражаемой режиссерской манере Райана Мерфи, в очередной раз демонстрирует зрителю многогранность актерского таланта Сары Полсон. На экране предстает воплощение стойкой личности с тяжелым прошлым и работой, которую не каждый потянет. Маршей восхищаешься, ей же во многих моментах и сочувствуешь. Она заставляет зрителя радоваться вместе с ней победам и огорчаться, сопереживая ее нелегкой судьбе. Первый сезон сериала-антологии освещает довольно неоднозначную историю, снятую на основе реальных событий. С уверенностью после просмотра сериала можно сказать лишь одно — не попасть под чары Сары просто невозможно.

Маргарита Лялинская, театральный обозреватель 

Любимая героиня: Яснорада (Ивонн Страховски) из сериала «Рассказ служанки» (The Handmaid's Tale, 2017 — н. в.) 

В сериале, в котором тема феминизма звучит столь громко, фактически каждого женского персонажа следует внести в список любимых (кроме тетки Лидии, конечно). Ведь несмотря на то, что в мире «Рассказа служанки» женщине отводится исключительно функциональная роль, все героини так или иначе расширяют навязанные им рамки. Что, безусловно, заставляет верить в лучшее будущее — и в сериале, и в реальности. По итогам второго сезона больше всего мне полюбилась бывшая антагонистка Яснорада в исполнении Ивонн Страховски — хоть она и злой гений, своими руками создавший тоталитарное государство, ее самоотверженность и стойкость искупают по крайней мере ту жестокость, которую она проявляет к Джун, героине Элизабет Мосс. Думаю, что именно умная и несгибаемая жена командора может в итоге стать той силой, которая разрушит патриархальный режим изнутри.

Вера Аленушкина, кинообозреватель

Любимая героиня: Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова) из фильма «Приходите завтра…» (1962)

Всегда очень настороженно отношусь к картинам из серии «Как стать звездой», но в этот фильм я влюбилась еще в младенчестве, и мне кажется, что этот роман не закончится никогда. Да, над Фросей Бурлаковой принято подшучивать (и даже смеяться), но какая же в ней энергетика, какое обаяние! Не уверена, что хотела бы быть на нее похожа, но ее внутренней силе и ее таланту завидую страшно. И, в конце концов, это ведь еще и сказка — сказка о том, что человек одаренный всегда сумеет пробиться. Даже если он немного нелеп или пришел слишком поздно, когда приемные экзамены в светлое будущее уже закончились.

Елена Никитина, автор рубрики «Город»

Любимая героиня: Адалин (Блейк Лайвли) из фильма «Век Адалин» (The Age of Adaline, 2015)

Меня вдохновляет история Адалин и ее чувство стиля. Каждый раз, когда в жизни хочется сбежать от проблем, выйти из трудного положения, я все время вспоминаю этот фильм и героиню, которая постоянно находилась в спешке. Менялись эпохи, возлюбленные, окружение — она никого не оставляла рядом, боялась ответственности, пыталась избежать боли, и вместе с тем упускала жизнь, лишала себя ее красок, чувств и эмоций. Ее история поучительна, а образ очень вдохновляет на перемены. Также возникает мысль о том, что человек должен меняться. Красота — это прежде всего внутреннее чувство, которое отражается на внешности.

Любимая героиня: Коко Шанель (Одри Тоту) из фильма «Коко до Шанель» (Coco avant Chanel, 2009)

Коко Шанель сильно отличалась от окружающих, она не стремилась к подражательству, а вырабатывала свой собственный стиль, который резко критиковали другие. Но это ее не сломило, и она смогла добиться успеха. Это история о сильной личности, о том, как важно быть собой и не поддаваться общественному мнению. После просмотра сразу хочется идти и воплощать свои мечты, пробовать новое, чувствуешь какой-то небывалый подъем сил. Высказывание Коко Шанель стало одним из моих любимых, часто повторяю его: «Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали».

Анна Дерягина, редактор афиши

Любимая героиня: Лесли Ноуп (Эми Полер) из сериала «Парки и зоны отдыха» (Parks and Recreation, 2009—2015)

Умный и целеустремленный политик, идеальная подруга, любящая мать и жена, патриот, который хочет сделать свой родной город лучше и мотивирует апатичных окружающих, сладкоежка и просто эффектная женщина — чем не пример для подражания? Обожаю Лесли Ноуп за оптимизм и добродушие, которые гармонично дополняют ее сильную личность. 

Юлия Ельцова, редактор рубрики «Мода и красота»

Любимая героиня: Джун (Элизабет Мосс) из сериала «Рассказ служанки» (The Handmaid's Tale, 2017 — н. в.) 

Джун, героиня прекрасной Элизабет Мосс, настолько сильная, что непонятно, существует ли вообще сила, которая способна ее сломать. Думаю, что нет. Если вдруг события из сериала станут реальностью (#недайбог), я бы хотела оказаться рядом с Джун — так будет больше шансов выжить, сохранить рассудок и победить систему. Третий сезон выходит летом, надеюсь, Джун даст там огня в прямом смысле слова и уничтожит это дикое государство, в котором женщинам, да и мужчинам, так хреново.

Ольга Овчарова, редактор рубрики «Рестораны»

Любимая героиня: принцесса Мононоке (Сан) из аниме «Принцесса Мононоке» (Mononoke-hime, 1997)

На меня вообще очень трудно произвести впечатление — я самый невосторженный человек на планете (или, по крайней мере, в районе Нагатина-Садовников). И хотя, как типичный бинджвочер, я без остановки смотрю все мало-мальски известные сериалы, какие-то значимые для меня женские образы вспомнить трудно. К сожалению, в современных кино и сериалах по-прежнему много клишированных (и не проработанных сценаристами в угоду этим клише) женских образов — от manic pixie dream girl до ботанички и femme fatale. И это все еще одно из главных препятствий на пути к созданию полнокровного современного женского персонажа, на которого бы хотелось равняться.

Хотя казалось бы — движение #MeToo стало лакмусовой бумажкой для важных тектонических сдвигов в западном мире, и вот уже антиромкомы наконец-то поднимают вопрос токсичности в отношениях главных героев. При этом они остаются заложниками все тех же старорежимных клише, как, например, недавний «Ну разве не романтично?» с Ребел Уилсон, где ее героиня, ударившись головой, оказывается в мире типичного ромкома: всегда просыпается с идеальной укладкой и даже матом выругаться не в состоянии (ее тут же запикивает проезжающий мимо самосвал). Авторы издеваются над клише как могут, и героиня даже понимает, что любить она должна только себя, но все-таки ей втюхивают этот «счастливый» и очень предсказуемый финал: отношения с давно влюбленным в нее парнем с работы, который всегда был рядом, а она не замечала.

Так что уж если выбирать ролевую модель, то пусть это будет принцесса Мононоке (она же воительница Сан) из одноименного мультфильма Хаяо Миядзаки: она была супернезависимой, сражалась в компании воспитавших ее волков, защищала свой дом, как могла, верила в свое дело и была ему верна. И все это — на минуточку — в 1997 году.

Клара Хоменко, редактор новостной службы, кинообозреватель

Любимая героиня: нет

Нет у меня такой героини по одной простой причине: в то время, когда мне нужна была ролевая модель, подойти могла максимум Эллен Рипли из франшизы «Чужой». Однако выжигать напалмом окружающих вовсе не выглядело конструктивной идеей. 

Давайте смотреть на вещи трезво: даже в СССР, стране формально победившего феминизма, у женщины была ровно одна задача и ровно одна проблема — что ей делать со своей любовью. Не достроен социализм? Сорвался план? В колхозе нехватка рабочих рук? Пришли фашисты? Срочно замуж! Два любимейших фильма о войне, «На семи ветрах» (1962) и «Бабье царство» (1967) — они про это. Про бесконечное ожидание, про мягкую женственную улыбку, про страшную боль, которую надо терпеть буквально до петли. В комедии «Мой нежно любимый детектив» (1986) умнейшая женщина выходила в финале за совершенного болвана просто потому, что одиночество — это очень грустно.  В «Москва слезам не верит» (1979) вырезано самое интересное — как героиня справилась со всеми трудностями, будучи совершенно одна и с ребенком на руках. Затемнение — и Гоша. Он же Жора, он же Гога. 

Что тогда говорить про кино голливудское? Когда распался СССР, в Америке только привыкали к мысли, что женщина тоже человек. До сих пор, кстати, не привыкли. Кино про мужчин рассказывало, как добиться успеха, как решить проблему с родителями, как дружить, как переживать трудные времена… Так что моей ролевой моделью был Рокки: неважно, как ты бьешь — важно, какой удар ты держишь. И еще лейтенант Берсенев из «Моонзунда» (1987): делай что должно и будь что будет. А потом было поздно: когда появился «Шпион», мне не нужен был пример для подражания. Я уже была Сюзен Купер. 

Елена Суринова, PR-директор

Любимая героиня: Чезария (Софи Лорен) из фильма «Чочара» (La ciociara, 1960)

Моя любимая актриса — это Софи Лорен. Для меня она — символ красоты, женственности, интеллекта и юмора. Архиепископ Генуи как-то пошутил, что хотя Ватикан в принципе не одобряет клонирование людей, он мог бы сделать исключение для Софи Лорен.

Любимый фильм с ней — это «Чочара». За роль овдовевшей римской лавочницы времен Второй мировой Лорен была удостоена премии «Оскар» за лучшую женскую роль, став первой актрисой, получившей эту награду за фильм на иностранном языке. В Чезарии меня восхищает стойкость духа, остроумие, обаяние. 

Считаю Софи Лорен символом Италии, моей любимой страны, где многие ее изречения стали крылатыми. Например: «Всему, что имею, я обязана спагетти».

Маргарита Пимченко, выпускающий редактор

Любимая героиня кино: Джой (Бри Ларсон) из фильма «Комната» (Room, 2015)

С тех пор, как я посмотрела этот фильм, я раз за разом вспоминаю его, когда мне кажется, что не справляюсь с тем, что происходит в жизни. Конечно, «Комната» ценна тем, что вообще поднимает тему похищения человека, но невероятно важным картина становится оттого, как именно эта тема раскрыта. Джой, которая попала в заточение, когда сама еще была подростком, смогла на протяжении пяти лет растить сына, рожденного от насильника, будучи замкнута вместе с ним в десятиметровой комнате. Мне сложно даже перечислить, сколько граней человеческой силы показано в этом фильме, потому что их очень много. 

Мне кажется, героиня Бри Ларсон выжила благодаря тому, что у нее был ребенок. В прямом смысле — Джек смог обмануть насильника и позвать на помощь — и в переносном: у нее была ответственность за другого, маленького и беспомощного человека, собственного сына, и она не могла его подвести. Джой придумала для него целый мир с особыми правилами и постулатами, и только это позволило Джеку к пяти годам стать обычным пятилетним ребенком, — и упорство, с которым Джой гнула свою линию, ошеломляет. И, если честно, я не уверена, что мужчина на ее месте нашел бы, откуда черпать силы, чтобы не сдаться в таких условиях.

Любимая героиня сериала: Лорелай Гилмор (Лорен Грэм) из «Девочек Гилмор» (Gilmore Girls, 2000-2007)

Весь мир «Девочек Гилмор» максимально простой, ламповый и уютный. Но при всей сказочности Старс-Холлоу, ценности и морально-этические принципы, которые транслирует Лорелай Гилмор, вполне применимы к жизни и вообще-то довольно полезны. И что очень важно — эти ценности и принципы Лорелай создала сама, не побоявшись однажды уйти из родительского дома, правила жизни в котором казались ей не самыми классными.

Она — селф-мейд вумен, но самого лучшего образца: Лорелай еще в начале 2000-х постулировала, что и себя, и других нужно любить такими, какие мы есть (но до тех пор, пока это не начинает разрушать тебя и твой мир), и уже тогда она была реальной женщиной, а не экранным гуру с идеальной жизнью (она мудрая, добрая и ответственная, но у нее такие отношения с матерью, которых никому не пожелаешь; также она боится перемен и часто доверяет безответственным людям). 

Я включаю «Девочек Гилмор», когда мне хочется почувствовать, что мир еще не сошел с ума; когда мне хочется удостовериться, что женщины могут все (и водить старый раздолбанный джип, и вырастить хорошего человека, и съесть тонну еды за вечер), а еще — когда я устала, а рядом нет ни одного подходящего взрослого, который даст мне на время почувствовать себя подростком.

Марина Лихачева, главный редактор

Если бы еще пять лет назад меня спросили, какой женский образ в кино меня восхищает, на кого мне хочется быть похожей, о ком тянет рассказать друзьям и подругам — я бы не смогла ответить. Ну не Невесту же из «Убить Билла» выбирать в качестве примера сильной, яркой, интересной и самодостаточной женщины, правда? Я принципиально не смотрела фильмы и сериалы, где центральным персонажем выступала женщина, потому что мне было неинтересно и часто неловко. Я не видела реальных, настоящих женщин на экране, и даже характеры прогрессивных девушек из устаревшего сейчас «Секса в большом городе» мне было никак не примерить на себя, да и приключения их меня совсем не цепляли. Как только я подспудно чувствовала расчет на женскую аудиторию — мне сразу становилось скучно. И за это мне было стыдно, поскольку я считала это мизогинией, с которой активно боролась в себе.

К счастью, когда ситуация в кинопроизводстве стала меняться, я осознала, что не всегда дело было в моем личном неприятии женщин на экране. Сейчас мы все видим, что про нас в кино можно рассказывать точно так же, как и про мужчин. Женщины в кино — как и в жизни — могут ошибаться. У них могут быть запои и срывы, они не обязаны быть картинно-красивыми, на разных этапах своей жизни они могут быть сильными, слабыми, ведущими, ведомыми, они ценны сами по себе, без приложения к мужчинам или отцам, они могут выбирать себе в партнеры людей любого пола, а могут не выбирать никого. И это заставляет следить за сюжетом их киножизней, не отрываясь.

Итак,

Киногероиня, с которой я чувствую связь: Мириам Мейзел (Рэйчел Броснахэн) из сериала «Удивительная миссис Мейзел» (The Marvelous Mrs. Maisel, 2017 — н. в.)

Нью-Йорк, конец 50-х. У молодой домохозяйки с верхнего Вест-Сайда — идеальная жизнь. Она воспитывает двух детей, во всем поддерживает мужа, играет активную роль в еврейской общине. Картина кажется безоблачной, пока от нее не уходит муж, заведя интрижку на стороне. И тогда, случайно оказавшись на сцене стендап-клуба, Мириам Мейзел открывает в себе талант комика.

Женщины часто боятся быть смешными. Возможно, играет роль гендерный штамп о том, что задача женщины — всегда быть красивой и ублажать взоры мужчин, а такая обязанность плохо соотносится со смехом. Мириам же, несмотря на особенности взглядов своего времени, не боится осуждения за то, что занимает «мужскую» роль. Не испытывает ложного стыда за то, что она просто мать и частенько не самая лучшая. За то, что от нее ушел муж. За то, она может напиться в трудный день, за то, что у нее менструация. В общем за то, что она — живой человек. Она шутит над всеми аспектами своей жизни, она шутит над собой, и делает это до колик смешно. И когда люди в зале смеются над ее шутками, происходит удивительное. Женщины становятся видимыми. Их проблемы, сложности, нюансы их жизни, которые они скрывают из-за приличий, становятся видимыми.

Я хотела бы, как Мириам, уметь не воспринимать себя слишком серьезно и не бояться смешить людей историями о собственной жизни. И еще никогда не сдаваться, если общество или родные не принимают мой выбор — ведь мне легче, и на дворе совсем другой век.