Спектакли о женской эмансипации
На территории театра спектакли о равноправии мужчин и женщин ведутся редко: выгодных мужских ролей в мировом репертуаре по-прежнему больше женских. Однако в последнее время ситуация меняется, и театр чаще обращается к гендерной теме.
28 дней
Где: Театр.doc в арт-пространстве «NOL-project»
Ольга Шиляева обозначила жанр своей пьесы как «трагедия менструального цикла». Трагедия — не только потому, что собеседником героини здесь выступает Хор, но и потому, что описываемая ситуация действительно носит характер трагической неразрешимости: менструации были, есть и будут у женщин всегда. Такова «женская доля». Впрочем, поднимание этой, табуированной в нашем обществе теме, — далеко не главное в пьесе. В циклическое движение автор вписывает также проблемы отношений между полами, дискриминации и семейного насилия, облекая их в мощный ритмизованный текст. Именно музыкальность пьесы отметили режиссеры Юрий Муравицкий и Светлана Михалищева в своей недавней постановке в Театре.doc — в их версии она стала феминистской ораторией.
Гедда Габлер
Где: Театр им. Пушкина
Когда: 17 марта, 6, 20 апреля
Фото © Владимир Майоров
Ибсеновская «Гедда Габлер», в отличие от его же «Кукольного дома» или «Привидений», в гораздо меньшей степени затрагивает вопросы равноправия и роли женщины в обществе, однако сама Гедда считается одной из самых эмансипированных сценических героинь. Она выходит замуж, потому что так принято, но супружеская жизнь кажется генеральской дочери скучной, будущее материнство претит и пугает, а зависимость от мужчин ненавистна. В постановке Анатолия Шульева Гедда в исполнении Александры Урсуляк открещивается от собственной женственности: носит широкие штаны, заправленные в армейские ботинки, и почти не расстается с пистолетами отца. В ее волевой натуре есть обаяние, сражающее без боя всех окружающих: и мужчин, и женщин. Ее же это злит: не с кем развязать войну и помериться силой. Поэтому врага она находит в себе самой.
Абьюз
Когда: 12, 23 марта, 30 апреля
Недавно вошедшее в русский «абьюз» на афише все еще смотрится инородно, однако в нашем языке действительно нет ему аналогов: простое «насилие» неравнозначно. И хотя термин появился недавно, само явление пугающе глубоко вросло в российскую действительность. Атмосфера спектакля Ивана Комарова по пьесе Натальи Зайцевой — это липкий кошмар, тьма, которая щупальцами опутывает персонажей. В центре истории Марина, обнаружившая в глубинах памяти страшное воспоминание — как добрый, любимый папа изнасиловал ее в детстве. Освободившаяся от морока героиня пытается открыть глаза и окружающим, но правда так неприглядна, что проще обвинить жертву, чем поверить ей. Как можно было избежать трагедии? Как справиться с грузом прошлого? Постановка не дает ответов, но делает абьюз предметом разговора — и в этом ее большая ценность.
ГрозаГроза
Где: Театр Наций
Когда: 12 марта, 14 апреля
Фото © Сергей Петров
Свобода — вот о чем мечтает Катерина из пьесы Островского. Свобода не только любить, но и свобода думать и говорить — кого хочешь и о чем хочешь. В конце концов свобода прощаться с мужем так, как подсказывает сердце, а не как требует свекровь. Катерина в исполнении Юлии Пересильд своевольна, озорна, влюбчива, готова обнять весь мир — ей противны лицемерие и притворство, навязанные обществом. Она бесстрашно ходит по бортику лож в зрительном зале и прыгает в бассейн — в сущности героине все равно, кто и что о ней подумает. Финал хрестоматийной пьесы неумолим, но Катерина бросается с обрыва не из-за осуждения или раскаяния, а из-за разбитого сердца — это ее выбор и ее проявление свободы.
Милосердие
Где: Театр.doc в Сахаровском центре
Когда: 27 марта, 13 апреля
Разговор о войне обычно ведется от лица мужчины: женщинам остается переживать трудности тыла. Но авторы этого документального спектакля во главе с режиссером Анастасией Патлай выбрали в героинь двух сестер милосердия, работавших во время Первой мировой и фиксировавших свою жизнь в дневниковых записях. Кажется парадоксальным, но они жалеют, что война скоро может кончиться, — ведь тогда жизнь вернется в свое привычное русло. Война для них — возможность жить полнокровно, деятельно проявить себя, делать свободный выбор. В экстремальной ситуации вопрос гендера отпадает сам собой: перед смертью все оказываются равны.
Хочу ребенка
Когда: 20 апреля
Главная героиня раннесоветской пьесы Сергея Третьякова — коммунистка, которая мечтает родить пролетария для нового государства. Проблема только в том, что она под влиянием современных себе веяний не хочет заводить семью, и в итоге неизбежно сталкивается с консервативными взглядами окружающих. Всеволод Мейерхольд задумывал поставить спектакль как дискуссию, но пьеса так и не дошла до сцены: цензура сочла, что пролетарии еще не созрели для обсуждения в театре подобных проблем. Вот прошло почти столетие, и режиссер и драматург Саша Денисова решила проверить, готово ли современное общество рассуждать о роли и правах женщины — для этого она пригласила участвовать в финале спектакля активисток феминистского движения.