«Не надо быть свиньей»: профеминисты — о себе и не только
Мужчин, которые поддерживают феминизм, называют профеминистами. Они выступают за гендерное равенство, осуждают патриархат и с разной степенью доходчивости объясняют оголтелым сексистам, что женщина — тоже человек. Одни видят в профеминистах пример для подражания, а другие — предателей рода мужского. Time Out узнал, почему они ратуют за женские права и как феминистические идеалы претворяются в их жизни.
Антон Зарицкий, музыкант
Я никогда не считал, что феминизм — это полная ерунда. Никогда не думал, что женщины глупее или что их место на кухне. Во всяком случае, после детского сада такого точно не было. На бытовом уровне мне всегда претили грубость, неуважение, унижение по отношению к женщине. Есть такая шутливая фраза: «Феминизм — это радикальная экстремистская убежденность в том, что женщина тоже человек». Я с юности был таким «экстремистом».
Возможно, сказались воспитание, образование и круг общения. На журфаке, где я учился, меня окружало много девушек. Я думаю, еcли бы моя юность проходила в каком-нибудь сугубо мужском коллективе, например, в спортивном или военном, может, у меня бы и зародились такие дремучие взгляды. По-моему, в их формировании почти всегда играет роль стадное чувство.
По-моему, если у мужчин есть антагонизм по отношению к женщинам, то это частное проявление ксенофобии, один из ее вариантов. Неважно при этом, считают ли они женщин хуже их или видят в них опасность. Это просто боязнь Другого. Это неготовность понять, что все люди разные. Это нежелание отказаться от подавления и дискриминации другого человека. Все упирается в готовность уважать другого человека... и не быть свиньей.
По-моему, если у мужчин есть антагонизм по отношению к женщинам, то это частное проявление ксенофобии, один из ее вариантов. Неважно при этом, считают ли они женщин хуже их или видят в них опасность. Это просто боязнь Другого.
Наверное, единственное, что мне пришлось целенаправленно менять в своем поведении, когда я стал серьезно интересоваться феминизмом, — это свое отношение к дурацким сексистским шуткам. Я стал больше следить за собой, чтобы что-нибудь подобное не ляпнуть. Я думаю, такой юмор приемлем только со знакомыми людьми, с которыми вы можете подкалывать друг друга как угодно и получать что-то подобное в ответ.
Кстати, о глупых шутках. В группе у моих знакомых с недавних пор играет девушка. Один из музыкантов запостил у себя на страничке анонс первого концерта с ее участием: на снимке эта девушка сидит на кожаном диване, подобрав ноги под себя, а позади дивана стоят четверо парней. Для самых непонятливых он присобачил к этой фотографии мем на основе порнофильма, где чернокожие мужчины стоят позади миниатюрной девушки — типа картинки похожи. Когда я увидел эту фигню, я пришел к этим музыкантам в комментарии и написал что-то в таком духе: «Ребята, вам не кажется, что это тупость?» Потом этот пост снесли, по крайней мере, я его больше нигде не видел.
Я не думаю, что это они сделали нарочно — скорее по недомыслию. С музыкантами, с которыми я играю в группах, мы совпадаем в этих взглядах. Никакого свинства они себе не позволяют, каких-то домостроевцев я не помню. Сейчас вообще очень трудно, играя рок-музыку, не декларировать свое отношение к этой теме — если не активно, то хотя бы пассивно. То есть если ты не корчишь из себя мачо, то это уже само по себе выглядит как какое-то заявление.
Единственное, что мне пришлось целенаправленно менять в своем поведении, когда я стал серьезно интересоваться феминизмом, — это свое отношение к дурацким сексистским шуткам.
В группах, где я играю, женщин нет. Просто так сложилось. Однажды мы искали для своей группы музыкантов, и на прослушивание к нам пришла девушка. Дело было на репетиционной базе в подвальном помещении. Мы начали играть, а минут через 15 она быстро собралась и без объяснений ушла. То ли ей наши рожи не понравились, то ли ей показалось, что мы играем хреново, то ли она посчитала, что не справляется… Мы были в совершенной растерянности. Мой друг предположил, что она по какой-то причине испугалась, что мы взбесимся и нападем на нее. Она хорошо играла, жаль, что не срослось.
Несколько лет назад я редактировал книгу, написанную женщиной, которая была рождена мужчиной и прошла через определенные изменения. В книге идет речь о том, как трансгендерные люди борются за свои права, и в том числе о том, как они не всегда находят общий язык с феминистками. Одна из основных идей, которая там обсуждалась — это интерсекциональность, объединение людей, которых притесняют на разных основаниях — гендера, расы, сексуальной ориентации. Суть в том, что у разных притеснений есть общее по сути и притеснители используют одни и те же механизмы. На этом основании люди, которых притесняют, могли бы объединяться и поддерживать друг друга.
Так вот в рамках нынешней системы власти в России — прогнившей и герметичной — невозможно решить проблемы, которые волнуют феминисток, будь то разница в условиях труда и зарплатах или домашнее насилие. Даже если феминистки станут депутатами или членами Общественной палаты, они все равно ничего не добьются. Права не дают, права берут. Если люди осознают, что им это надо и что они готовы за это бороться, тогда чего-то удастся добиться. В текущей ситуации любая борьба за какой-то прогресс должна отталкиваться от политики. Не бывает так, что везде дремучее средневековье, а тут вдруг мы добьемся чего-то ужасно прогрессивного. Без изменения политической системы ничего поменять не получится. Люди, которые это понимают, объединяются на этой платформе. Они знают, что потом у каждого будет своя грядка и свои вопросы. Но первое, что нужно сделать, — это открыть форточку, чтобы у людей было чем дышать.
Так вот в рамках нынешней системы власти в России — прогнившей и герметичной — невозможно решить проблемы, которые волнуют феминисток, будь то разница в условиях труда и зарплатах или домашнее насилие. Люди, которые это понимают, объединяются — они знают, что потом у каждого будет своя грядка и свои вопросы. Но первое, что нужно сделать, — это открыть форточку, чтобы людям было, чем дышать.
Вполне реально добиться того, чтобы люди с дремучими взглядами перестали их пропагандировать. Не потому что их в тюрьму за это посадят, а потому что это будет немодно, смешно и стыдно. Есть и сейчас люди с человеконенавистническими взглядами. Но они понимают, что им придется туго, если они будут об этом кричать на каждом перекрестке, и тем более если они будут что-то по этому поводу предпринимать.
Почти везде и всегда мужчины находятся в более привилегированном положении. Мужчины преобладают, а женщины — как бесплатное приложение к ним. Если ты мужчина и считаешь, что эта система несправедлива и хотел бы ее изменить, то на каком-то этапе ты вынужден расставаться с какими-то своими привилегиями. На каком-то этапе борьбы за равноправие тебе реально станет труднее жить. Мне будет труднее, например, из-за возросшей конкуренции на рынке труда. Но я готов на это пойти, потому что мне это кажется справедливым.
При этом справедливость — вещь растяжимая. С точки зрения людей, которые агрессивно выступают против феминизма, сейчас все максимально справедливо, а феминистки смехотворны. Ну так кому-то, возможно, и сейчас кажется несправедливым, что они не могут убивать на улице людей и съедать их детей, потому что они сильнее. И все-таки большинство из нас — здравомыслящие люди. Мы способны переустроить свою жизнь так, чтобы она была сравнительно разумной. От этого будет лучше всем. Мы будем рационально использовать свои ресурсы. Труд людей будет более производительным, потому что они будут себя чувствовать нужными. Семьи, супруги, их дети будут счастливее, поддерживая друг друга. Мне кажется, что от такой справедливости всем будет лучше. Просто это нужно увидеть и понять.
Если ты мужчина и считаешь, что система несправедлива и хотел бы ее изменить, то на каком-то этапе ты вынужден расставаться с какими-то своими привилегиями.
Сейчас появляются люди, для которых свобода — это осознанная необходимость. Они видят, как устроены отношения между людьми — в семье или в обществе — в других странах, допустим в кино. И они говорят: «Слушай, я тоже так хочу». В нашей стране им сейчас говорят: «Но-но, нельзя, это в Гейропе, а у нас так нельзя, у нас домострой». Мне кажется, те, кто младше определенного возраста, просто не привыкли к тому плохому, которое им сейчас навязывают, к неравноправию и подавлению. Поэтому они пытаются сопротивляться и организовываться.
Страница его музыкальной группы