Как правильно ходить по музеям Москвы
Московским выставкам могут позавидовать многие мировые столицы — в 2019-м в Москву приезжают работы Эдварда Мунка, Йоко Оно, Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда и многих других именитых художников. В главных музеях столицы хранятся полотна Рембрандта, Моне, Ван Гога и Пикассо. Однако без должной подготовки культурный отдых может пойти насмарку: если вы не завсегдатай музейных залов и просто выбираетесь иногда на встречу с прекрасным, есть риск, заплутав в обилии музейных зданий, не увидеть самого интересного. Time Out рассказывает, как правильно спланировать визит в главные музеи Москвы.
Третьяковская галерея: не пропустите Малевича
Здесь хранится лучшее в мире собрание русского искусства. Что парадоксальным образом может превратиться в проблему, если вы пришли не на свидание с «Боярыней Морозовой» Сурикова и «Девочкой с персиками» Серова, а к Малевичу и Кандинскому. В этом случае идти надо не в историческое здание близ метро «Третьяковская», в котором в основном выставляется искусство XVIII — XX века. Весь ХХ век расположился в получасе ходьбы — в здании по адресу Крымский Вал, 10.
Чтобы избежать неразберихи пару лет назад музей провел ребрендинг и переименовал этот корпус в «Новую Третьяковку». Здесь вас ждут работы Василия Кандинского, Марка Шагала, главной русской авангардистки Натальи Гончаровой и «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Помимо впечатляющей коллекции, Третьяковская галерея известна основательными временными экспозициями. В последние годы музей расширяет горизонты и проводит выставки зарубежного искусства — например, с 16 апреля по 14 июня в Инженерном корпусе (Лаврушинский переулок, 12) покажут около сотни работ знаменитого Эдварда Мунка.
Последний совет: постарайтесь купить билеты онлайн, так как Третьяковская галерея славится впечатляющими очередями. В 2016-м году многочасовая очередь на выставку Валентина Серова превратилась в один из главных российских интернет-мемов — в один из дней посетители даже выломали музейную дверь.
Пушкинский Музей: не тратьте время на копии
Пушкинский Музей обладает одной из самых примечательных европейских коллекций импрессионизма и постимпрессионизма. Но доходят до нее не все: преодолев очередь, посетители иногда застопориваются перед копиями скульптур, оригиналы которых хранятся где-нибудь в Лувре или галерее Уффици. Зачем они там? Дело в том, что в 1890-х именно с них все и началось: по задумке основателей, музей должен был иллюстрировать развитие искусства от античности до Возрождения. Только с 1920-х годов в его собрание начинают поступать полотна из частных коллекций, национализированных после революции.
Не дайте копиям античных атлетов и Давида Микеланджело отнять у вас время: в других залах главного здания вас ждут «Вакханалия» Рубенса, «Благовещение» Боттичелли, несколько десятков работ Рембрандта и другие шедевры. Здесь же размещается и занятное археологическое собрание музея: от древнеегипетских саркофагов и мумий кошек до так называемых фаюмских портретов— одних из самых ранних образцов портретной живописи в истории. Также в главном здании музей проводит временные выставки — до 19 мая показывают Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда и работы других британских художников из собрания лондонской Галереи Тейт.
За импрессионистами и всеми, кто творил после них, нужно отправиться в небольшой особняк по соседству (Волхонка, 14), который многие по незнанию обходят стороной. Если времени у вас немного, рекомендуем «пожертвовать» собранием главного здания и как следует изучить эту коллекцию. Среди обязательного к просмотру — «Прогулка заключенных» Винсента Ван Гога, два полотна из цикла Клода Моне «Руанский собор», «Пьеро и Арлекин» Поля Сезанна, «Красные рыбы» Анри Матисса, «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.
ММОМА: семь зданий начинаются с сайта
Здание музея на Гоголевском Бульваре
ММОМА не щеголяет впечатляющей постоянной экспозицией, его сильная сторона — временные выставки, посвященные российскому и зарубежному современному искусству. Поэтому главный шаг перед походом в ММОМА — зайти на сайт и выяснить, что показывают именно сейчас.
У музея имеется еще одна особенность, способная сбить с толка кого угодно — он размещается в семи зданиях, расположенных в совершенно разных районах города. Если ошибетесь, придется потратить уйму времени на дорогу до истинного пункта назначения. Поэтому удостоверьтесь, в каком именно из корпусов проходит интересующая вас выставка. Обычно главные экспозиции музей открывает в здании по адресу Гоголевский бульвар, 10.
Кстати, поход в ММОМА можно совместить с прекрасной прогулкой по району, в котором находится интересующий вас корпус. Так, здание на Петровке расположилось неподалеку от живописного сада «Эрмитаж». Корпус в Ермолаевском переулке находится в районе Патриарших прудов, известном своими барами и ресторанами. А от ММОМА на Гоголевском бульваре можно дойти до Храма Христа Спасителя, бывшей шоколадной фабрики «Красный октябрь» и Крымской набережной.
Музей «Гараж»: обязательно в программе
Музей «Гараж» — один из самых знаменитых в Москве. Постоянной экспозиции здесь нет, зато временные выставки нередко становятся сенсацией: в разные годы «Гараж» привозил работы Луиз Буржуа, Яей Кусамы, Такаси Мураками, Урса Фишера и других мировых знаменитостей. Этой весной главным героем «Гаража» стал российских художник Павел Пепперштейн, известный причудливыми проектами. Однажды он выставил рисунки от лица страдающей от галлюцинаций Джекки Кеннеди и картины, якобы написанные самим Пабло Пикассо, воскрешенным стараниями российских ученых. Выставка Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта» открыта до 2 июня.
Здание музея интересно само по себе — во времена СССР в нем находился ресторан «Времена года». В 90-х годом павильон забросили, а в 2010-х его заполучил «Гараж» — реставрацию доверили знаменитому архитектору Рему Колхасу. Подвижный полупрозрачный фасад превратил «Гараж» в одно из самых удачных и фотогеничных современных зданий в Москве.