Отличные московские музеи, если «главные» вам наскучили: часть 1
Вы пресытились выставочными «блокбастерами» Пушкинского музея, выучили наизусть любимые залы Третьяковки в основном здании и на Крымском Валу, поразились супертехничности Еврейского музея и центра толерантности, стоптали обувь в регулярных походах в «Гараж» и МАММ, а все еще хочется чего-то нового и интересного? Time Out подготовил подборку прекрасных московских музеев, которые обязательно стоит посетить.
Музей русского импрессионизма
Неискушенный человек при слове «импрессионизм» в первую очередь вспоминает полотна Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Поля Гогена, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна. Никак не российских художников. Два года назад предприниматель Борис Минц в одном из зданий бывшей фабрики «Большевик» открыл частный музей русского импрессионизма. Одним лишь зданием как внутри, так и снаружи, можно любоваться очень долго, за архитектуру отвечало бюро John McAslan + Partners, создавшее из бывшего хранилища муки суперсовременное пространство с залами, кинотеатром и магазином.
Основа экспозиции — личная коллекция, в которой есть работы Константина Коровина, Валентина Серова, Константина Юона, Бориса Кустодиева, Василия Поленова, Игоря Грабаря, Юрия Пименова и других. В музее регулярно проходят любопытные выставки, такие как, например, выставка армянского импрессионизма, ретроспектива картин Михаила Шемякина, современного художника Валерия Кошлякова.
Сейчас можно прийти на выставку «Жены», где представлены портреты возлюбленных и муз величайших отечественных мастеров, от Ильи Репина и Михаила Врубеля до Кузьмы Петрова-Водкина и Роберта Фалька.
Музей АЗ
Три года назад в Москве открылся частный музей одного из лидеров советского нонконформистского искусства Анатолия Зверева. Небольшое трехэтажное здание рядом с метро Маяковская пока еще не стало культурной меккой — что странно, ведь все предпосылки для этого есть. Но для посетителей это скорее плюс: не надо толкаться в залах и стоять в очередях.
Здесь проходят мощные и технологичные выставки, причем под каждую создается собственный стильный и лаконичный дизайн пространства. Здесь можно было увидеть работы Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина, Сальвадора Дали, Платона Инфанте, самого Анатолия Зверева. Можно вспомнить и потрясающий выставочный проект, посвященный Андрею Тарковскому и Дмитрию Плавинскому, сделанный в прошлом году в Новом пространстве Театра Наций. Кроме того, в музее отличная программа лекций, кинопоказов (чего стоит только ретроспектива Тарковского), познавательные игры для детей, замечательные аудиогиды.
Вишенка на торте — крыша, куда может попасть любой желающий в теплое время года. На открытой крыше в центре Москвы можно и поработать, и полистать каталоги и альбомы по советскому неофициальному искусству, изданные самим музеем, и посмотреть документальные фильмы, посвященные Звереву.
Музей истории ГУЛАГа
ГУЛАГ — вечная рана в истории страны, которая еще кровоточит. Травма не излечена, публичного обсуждения и анализа ее в современной России практически нет, попытки здравой дискуссии нередко пресекаются чиновниками, оставляющими за собой право на историческую память. Поэтому так важен этот музей, куда нужно сходить каждому. Тем более сейчас, когда руководителю регионального отделения «Мемориала» Юрию Дмитриеву хотели впаять девять лет строго режима за то, что он в буквальном смысле слова раскапывает неудобную и жестокую правду. Фонд музея — документы, письма, личные вещи заключенных, фотографии, произведения искусства, созданные там, за гранью добра и зла.
Музей истории ГУЛАГа регулярно проводит выставки, кинопоказы, лекции, публичные дискуссии, связанные с темой «Главного управления лагерей».
Государственный музей Востока
Куклы театра теней из Индонезии, скульптуры Будды из Мьянмы, Тибета и Таиланда, резные статуэтки из Индии, колокол для слона из Камбоджи, живопись и графика, неземной красоты кувшины и сосуды из Японии, Китая, Кореи и еще десятка регионов Азии — все это есть в уникальных фондах Музея Востока, которому в прошлом году исполнилось 100 лет.
Громадная коллекция произведений искусства и декоративно-прикладного искусства как из регионов, которые нам хоть немного близки, как Закавказье или Средняя Азия, так и от совершенно далеких цивилизаций, чьи особость и отличие от нашего христианского, Западного мира гораздо проще прочувствовать именно здесь. Вдобавок в постоянной экспозиции картины Николая Рериха. Экскурсоводы могут часами рассказывать о разнице между буддизмом, индуизмом и даосизмом, о божествах и укладе жизни, о развитии и истории стран, о перерождении и Сансаре.
Единственный минус — устаревшее на пару десятков лет экспонирование, но кто будет отвлекаться на окружающую архаичность, разглядывая умопомрачительные экспонаты?
Музей русского лубка и наивного искусства
Аппарат для просмотра лубочных картинок
Наивное искусство, выросшее из примитивизма, отличается простодушием, бесхитростностью и искренностью. К нему относят самодеятельное творчество и работы авторов-самоучек. Лубок — гравированные листы с текстом и рисунком, его еще называют русским народным рисунком. Как правило, это картинки на фольклорные, литературные или потешные сюжеты. Коллекция музея русского лубка и наивного искусства (три здания: на Сретенке, в Измайлове и Новогирееве) состоит из почти 2000 экспонатов: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Простоту форм, часто линейную перспективу, радостные и яркие краски многие сравнивают с детскими рисунками. Но нет, ваш ребенок так же не смог бы сделать. Это искусство — концепции и смыслы вкупе с техникой и навыками, художественная форма высказывания.
Институт русского реалистического искусства
Музей ИРРИ существует с 2011 года в здании бывшей ситценабивной фабрики на Дербеневской набережной. Отличная коллекция из почти 500 картин отечественной реалистической школы XX века стильно и современно экспонируется на трех этажах (4500 кв.м.): первая половина XX века, вторая половина и с 1970-х до 2000-х. В экспозиции есть работы Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Исаака Бродского, Юрия Пименова, Виктора Попкова, Гелия Коржева, Дмитрия Жилинского, Андрея Мыльникова, Владимира Телина и других. Как водится, помимо экспозиций здесь регулярно проходят выставки, лекции, public talk, мастер-классы.
Дом Н.В. Гоголя
Музей, расположенный в квартира писателя, где он умер. Как и во всех подобных музеях, экспозиция состоит преимущественно из предметов интерьера и быта. Из примечательного — камин, где незадолго до смерти Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». В музее неплохая компьютерная медиатека, где можно познакомиться с разными периодами творчества писателя и разными их отражениями в других видах искусств, например, в кино. Вдобавок в доме находится научная библиотека гуманитарной направленности, а в правом «новом» крыле проходят выставки, концерты, спектакли, лекции и занятия для детей. Во дворе стоит один из двух памятников Гоголю в Москве (лучший).
Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова
Один из крупнейших естественно-исторических музеев мира. Палеонтологический музей занимает около пяти тысяч квадратных метров и делится на шесть залов, в которых вы можете проследить, как происходила эволюция органического мира на Земле. Плиты с остатками рыб и амфибий, кости, черепа и скелеты ящеров, динозавров, древних птиц и первых млекопитающих будут интересны даже тем, кто не любит окаменелости. Здесь имеются собранный десятиметровый скелет страшного тарбозавра (очень похожего на тираннозавра), найденный в середине прошлого века в Монголии, и слепок со скелета 26-метрового диплодока — самого крупного динозавра. Рядом с музеем — Санаторная аллея, если пройти по ней с километр-полтора вглубь лесного массива то можно выйти к четырем прудам и усадьбе Узкое, которой владели Трубецкие, Толстые и Голицыны. Все это хоть и за забором, но в заборе есть дырки.