8 спектаклей о тех, кто делает спектакли
В честь Всемирного дня театра Time Out собрал подборку лучших московских спектаклей о подмостках и мире кулис, нешуточных страстей и вечного поиска.
«Му-Му»
Где: Театр Наций
Фото: Георгий Безбородов
В большинстве работ Крымова персонажи не скрывают от зрителей, что они персонажи, но здесь режиссер делает основным сюжетом постановку спектакля. Так что вместо эпической и всем известной истории про то, как Герасим утопил собачку – перед нами труппа, которая репетирует «Записки охотника» и мучается с картавой девочкой Машей, музой Тургенева Полиной Виардо, стаей игрушечных собачек и грубой реальностью. Совершенно волшебный спектакль о любви к театру, которая может сломать жизнь, а может создать буквально из ничего.
«Кинастон»
Где: Театр Олега Табакова
Когда в Англии отменили запрет на выступления женщин на сцене, мужчины-актеры, игравшие прежде женщин, потеряли работу и заодно смысл жизни. Об этом пьеса Джеффри Хэтчера. А спектакль Евгения Писарева – о том, как актер Эдварда Кинастон мучительно ищет новый стиль игры, как меняется театр, из подчеркнуто условного становясь все более реалистическим.
«Театральный роман»
Где: Мастерская Фоменко
Булгаков писал эту книгу на основе собственных отношений с МХАТом. Фоменко использовал «Театральный роман» как волшебную линзу, чтобы посмотреть на собственный театр и найти в нем смешное, горькое, печальное. Театр – не только чудо, но и жестокость, не только любовь, но и ненависть. Реальность этого спектакля напоминает о Кафке так же, как о Булгакове, а все происходящее на сцене полно иронии.
«Рыцарь пламенеющего пестика»
Где: Театр им. Пушкина
© Johan Persson
Изначально пьеса Фрэнсиса Бомонта – пародия на рыцарские романы, такая же, как «Дон Кихот». На сцене театра им. Пушкина она превращается в великолепный фарс о том, до чего может довести зрителя любовь к искусству – и о том, должен ли театр следовать желанию зрителя, которому всегда нужны подвиги, экзотика, любовь, песни и танцы.
«Шум за сценой»
Где: Театр им. Моссовета
Еще один спектакль о театральной кухне, невидимой обычно зрителю. Артисты репетируют спектакль для гастрольного «чеса» – с шумом, криком, интригами и выяснением отношений. Прием «театр в театре» смешивает реальность и вымысел до степени замещения, а в результате внешне невинная комедия положений переходит в историю драматичную и абсурдную.
«Таланты и поклонники»
Классическая пьеса Островского в постановке Миндаугаса Карбаускиса в равной степени представляет собою трезвый и романтический взгляд на театр и актеров. Банальная и хорошо знакомая история о борьбе талантов заставляет задуматься о том, чего стоит успех – и так ли предосудительно ради него отказаться от любви и морали.
«Чайка»
Где: Сатирикон
Нельзя больше ставить эту пьесу! Через сто лет после ее премьеры, затертую до дыр, облезлую, как чучело в провинциальном музее – «Чайку» надо убрать уже в шкаф. Вот что говорит зрителю Юрий Бутусов, ставя очередную «Чайку» – неожиданную, безумную, похожую больше на гиньоль, чем на Чехова. По сути его спектакль – о вечном поиске собственного языка и о том, что из театра живой не уйдет даже жизнь. Ее схватят, перемелют в деревянных челюстях подмосток и выплюнут, облизнувшись напоследок алой кулисой.
«Шоу пошло не так»
Где: Московский Дворец Молодежи
Без этого спектакля наш обзор был бы неполным. Возможно, это одна из самых смешных постановок на свете, в которой собраны буквально все ляпы, театральные байки, безумные случаи и сценические проколы. В результате детектив в духе Агаты Кристи оборачивается катастрофой, а зрители плачут от хохота. Причем все – старики, дети, мужчины и женщины. Искусство, как известно, не делает исключений ни для кого.