Бациллы хулиганства, фейк-ньюс и продажа душ. Выставка Komar&Melamid в ММОМА

Бациллы хулиганства, фейк-ньюс и продажа душ. Выставка Komar&Melamid в ММОМА

Юлия Забелина   4 апреля 2019
5 мин
Бациллы хулиганства, фейк-ньюс и продажа душ. Выставка Komar&Melamid в ММОМА

На ярко-желтой стене висит черно-белая фотография. Двое мужчин насмешливо смотрят сквозь очки и показывают пальцами «кавычки» — это художники Комар и Меламид, основатели соц-арта и главные герои новой выставки в Московском музее современного искусства на Петровке. «Они нам говорят, что они "как бы художники" и все это – "как бы искусство", которое не стоит воспринимать всерьез», — рассказывает куратор выставки Андрей Ерофеев. Time Out и Мосгортур выяснили, что такое искусство по Комару-Меламиду. 

Ракета Меламида 

— Я хочу сделать заявление. Россия — это страна гениев. И я тоже гений.

Александр Меламид – мужчина с седыми кудрями и широкой улыбкой. Он охотно выходит к посетителям и журналистам, делится воспоминаниями, рассказывает о картинах. «Я бы хотел, чтобы моим именем назвали пароход. А еще лучше – баллистическую ракету. Представляете, летит такая махина, а на ней написано — А. Меламид. Как вы думаете, такое возможно при жизни?» Его коллега Виталий Комар, напротив, задумчиво бродит по выставке в одиночестве. 

Виталий Комар и Александр Меламид познакомились в 60-е годы во время учебы в художественном училище.  Вскоре они начали работать вместе, разработали концепцию соц-арта. Для творчества они придумали единого персонажа Комар&Меламид. Их искусство – это и насмешка над советским прошлым и одновременная ностальгия по нему.  

Котлеты из правды  

В стеклянной витрине стоят тарелки с котлетами. Зеленовато-серые комочки кажутся знакомым блюдом любой столовой, пока, рассмотрев их поближе, не замечаешь буквы.  

На стене проецируется видео прокрутки фарша — черные комья непонятной массы пролезают сквозь дыры в мясорубке, мужские руки замешивают это в миске.  

— Ностальгирующим по советскому времени достаточно на эту витринку посмотреть, она очень похожа на советские столовые-рыгаловки, чтобы вспомнить, какая там была еда, — говорит куратор. 

В 1976 году молодые художники Комар и Меламид решили перемолоть в мясорубке номер советской газеты «Правда». Из получившегося фарша слепили котлеты. Получился арт-объект. Александр Меламид рассказывает: 

— К сожалению, те котлеты сейчас в музее в Америке, и их нельзя оттуда взять. Поэтому мы с женой три дня назад сделали новые, специально к этой выставке. Из “Комсомольской Правды”.  

Новый вариант экспоната назвали «биточки прессные». Рецепт простой: бумага газетная, два яйца, петрушка, специи, мука. Сделать фарш и пожарить на сковородке. Пахло, по его словам, удивительно хорошо. 

— Авторы предугадали явление фейк-ньюс, — говорит мужчина в черном костюме, с огромными голубыми глазами и властным голосом. Это Шалва Бреус, российский бизнесмен и коллекционер. Именно ему принадлежит большая часть работ Комара-Меламида. Обращаясь к посетителям, он продолжает. — Котлеты из “Правды” молодое поколение не считывает. Мы когда это слышим, мы понимаем, что это котлеты из газеты, главного рупора советской власти. Но сегодня молодое поколение слышит не название газеты, а слово правда. И это классическое проявление фейк-ньюс, у нас так же перемалывают информацию и кормят нас котлетами из правды.  

Фальшивые археологи  

Скелет человека с головой гигантского быка. На стене — отпечаток номера газеты Herald Tribune. Сенсация: археологи раскопали скелет Минотавра, легендарного чудовища из греческих мифов! 

Приглядевшись, замечаешь, что люди на снимках с раскопок — сами Комар и Меламид, а скелет кажется удивительно хорошо сохранившимся.   

— Конечно, это пародия. Авторы ловят вас на удочку доказательной вещи, а потом, по мере изучения этого материала вы понимаете, что над вами посмеялись, — говорит куратор.  

Люди до сих пор ведут множество раскопок на Крите, ищут кости мифического персонажа. Так же, как и во множестве других мест они ищут вещественные доказательства того, что имело лишь текстовую, словесную природу.  

Продать душу 

— Ир, смотри, здесь душу продать можно! Надо с этим сфоткаться! — две молодые девушки в брючных костюмах и на высоких шпильках рассматривают кроваво-красные карточки, лежащие стопкой. «Акт передачи души на долговременное хранение», гласит надпись.  

В конце 70-х Комар и Меламид создали фиктивную корпорацию. И занялись двумя проектами: продажа душ и продажа русской духовности. Русская духовность — белые круги, квадраты и треугольники. «Приобретя их — вы можете приобрести вечные идеалы», обещает реклама.  

Продажа душ — это сертификаты на передачу души в собственность автора Комара-Меламида. В рамках выставлены заполненные сертификаты разных лет, а любой посетитель выставки может прямо сейчас подписать акт передачи своей души. Только не в собственность художников, а на хранение в музей. Карточки складывают в ящик и позже выставят как экспонаты.  

— Это игра с соблазнами. Художник выступает как искуситель, который может заставить делать вас то, что в здравом уме вы делать никогда не станете, — объясняет куратор. 

Школа неуважения 

У одной из картин стоит семья. Молодой мужчина, женщина и маленький мальчик лет восьми. Все одеты полностью в черное. 

— Смотри, эта картина написана в разных, противоречащих друг другу стилях. Здесь импрессионизм, тут мозаика, тут советское искусство. И все разные, понимаешь? — говорит отец, показывая пальцем на одну из работ. 

Каждый зал выставки сделан в ярком цвете: синий, желтый, красный. Что ни работа, то провокация, насмешка, мистификация. Куратор Андрей Ерофеев говорит: «Советское общество 70-х годов было очень сухим и консервативным, поэтому в нем и возникли эти бациллы хулиганства. Комар и Меламид — это настоящая школа непочтительности и неуважения к старшим».  

На открытии выставки все произносят слова благодарности художникам, музею, коллекционеру. Завладев микрофоном, Меламид с улыбкой произносит:

— Я вам хочу сказать, что все искусство — это полная херня!

Аплодисменты. 

 

Фото © Антон Усанов, МОСГОРТУР