Мутанты, айтишники и перепутанные ноги: приключения в Парке Виртуальных миров Another World
Каково это — создавать другие миры? За ответом на этот вопрос Time Out отправился не на небеса, как можно было подумать, а в парк виртуальной реальности Another World. Участники этого амбициозного проекта вот уже больше года создают свою игровую вселенную и дарят своими посетителям незабываемые эмоции. Если кто и знает толк в высокотехнологичном миросозидании, так это они.
«Что с моими ногами? Они перепутаны!» — кричит мужчина с рыжей бородой. Час назад он вместе с друзьями уплетал бургеры на фудкорте «Станколита», а сейчас бородач стоит на огромной VR-арене Another World и озадаченно рассматривает свои конечности через 3D-очки. Мужчина шевелит левой ногой, но его виртуальное тело поднимает правую. Семеро товарищей, преобразившихся в космических колонистов, посмеиваются над рыжебородым и постреливают в него из своих бластеров.
К игроку с перепутанными ногами подбегает оператор Тимофей. Выясняется, что мужчину перекособочило из-за неправильно надетых трекеров захвата движения. Тимофей помогает ему поменять датчики местами и возвращается к своему компьютеру, после чего запускает игру — космический шутер с элементами хоррора Colony: Code Red.
Жуть как красиво
Восемь друзей, еще не успев переварить свой сытный обед, перенеслись в далекий 2508 год и высадились на планете Алекта. Они планировали тихо-мирно сменить колонистов, которые проводили эксперименты с ДНК на местной станции, но не тут-то было. Межзвездные странники оказались в окружении кровожадных мутантов и теперь вынуждены уносить ноги.
Кстати о ногах. На пороге нового дивного мира наш рыжебородый игрок теряет дар речи. Он озирается по сторонам, подходит к краю обрыва и заглядывает в виртуальную бездну. Он понимает, что глаза обманывают его и что на самом деле под ним твердый пол, который дважды в день моет сотрудница клининговой компании, но ему все равно страшновато. А что если пол не такой уж и настоящий, а пропасть не такая уж и виртуальная?.. Из ступора его выводят крики и смех друзей, которые открывают беспорядочную пальбу по монстрам.
Одни твари набрасываются на игроков со стен и потолка, другие норовят заползти на них сверху и вцепиться в лицо клешнями, третьи нападают с воздуха. Мутанты с двумя головами настолько сообразительные, что пытаются прятаться за предметами и атаковать колонистов из засады. Игроки едва успевают перезаряжать свои бластеры. Самые активные из них, как волчки, вертятся вокруг своей оси, не убирая пальца со спускового крючка. Некоторые стрелки забывают включать фонарик, поэтому монстрам удается подкрадываться к ним из темных углов.
Команда постоянно передвигается — либо пешком, либо на лифтах, либо по рельсам. При этом игроки ничем не ограничены в своих движениях, за исключением рюкзаков с компьютерами, чей вес привычен любому школьнику. Они переходят от одной локации к другой, оставляя за собой горы монструозных тел и ненадолго позволяя себе полюбоваться внеземными пейзажами. Иной раз им хочется поставить игру на паузу, снять с себя амуницию и устроить пикник с видом на звездное небо, но логика сюжета неумолима — впереди их ждут боссы и возвращение на Землю. Если повезет выжить, конечно…
Оператор за работой
За происходящим на VR-арене следит оператор Тимофей. Правда, смотрит он не столько на площадку, сколько на монитор компьютера, где отображаются происходящие в игре события и где можно увидеть, насколько исправно работает аппаратура. Без острой необходимости Тимофей не отводит взгляд от дисплея. «За четыре месяца работы я насмотрелся на игроков. В очках и экипировке они выглядят одинаково. Но если к нам приходит команда из восьми девушек, то тут, конечно, уже есть на что посмотреть», — шутит он.
Оператор отрывается от компьютера еще и в случае форс-мажорных ситуаций. Такое происходит в основном из-за того, что игроки невнимательно слушают инструктаж перед игрой. На площадке им запрещено прыгать, пятиться назад, физически взаимодействовать друг с другом и проходить через виртуальные объекты. Некоторые посетители идут напролом сквозь виртуальные стены и перила, которые на самом деле представляют собой оградительные ленты. Это не несет реальной угрозы, но может доставить дискомфорт всем участникам, поэтому инструктажу уделяют большое внимание.
По словам Тимофея, несколько раз бывало, что у кого-то из участников сдавали нервы — обычно человеку требовалось на несколько минут снять очки, чтобы прийти в себя и продолжить игру. Оператор признается, что порой ему тоже становится не по себе при виде монстров. Иногда в начале рабочей смены, когда оператор настраивает камеры в 3D-очках, он забывает о мутантах. «А потом я разворачиваюсь и вижу монстров, которые топчутся позади меня… Меня это очень пугает. Если с утра здесь раздаются крики, то знайте, что это я готовлю площадку к рабочему дню», — говорит он.
Тимофей — новый человек в команде Another World. Работу он совмещает с учебой в Институте информационных технологий. Молодой человек хранит своему проекту своеобразную верность: он ни разу не играл в игры конкурентов и никогда не держал в руках джойстика от Playstation VR. «Мне очень нравится Colony: Code Red, но вне работы я играми не увлекаюсь. Если честно, у меня дома даже компьютера нет», — признается оператор.
Мечта айтишника
В отличие от своего юного коллеги, основатель Another World Дмитрий Екимовский погружен в игровую индустрию с головой. Он с детства интересовался научной фантастикой — читал, смотрел, играл. Долгое время он трудился программистом и прошел непростой путь от рядового сотрудника до одного из руководителей компании.
В мае 2017 года Дмитрий впервые побывал на аттракционе виртуальной реальности. Его поразила широта возможностей VR, с помощью которого можно примерить на себе любую роль и реализовать любые фантазии. С тех пор он начал изучать рынок виртуальных аттракционов. Ему повезло найти крупный инвестиционный фонд в Австрии и получить транш в размере примерно трех миллионов евро. В апреле 2018 году его команда начала писать игру, а в мае амбициозный айтишник создал студию разработки Another World.
«Мой проект — это реализация детских фантазий и мечтаний. Мне всегда хотелось наяву увидеть тот мир, который разворачивается перед тобой на страницах книг или по ту сторону экрана. Я мечтал оказаться в шкуре героя фантастического фильма. Когда я узнал о появлении таких технологий, я захотел не только участвовать в этом как игрок, но и сам что-то создавать. Мы не зря называемся "Другой мир". Мы планируем не просто создавать игры, мы планируем создавать миры», — говорит Дмитрий.
Эксперименты. Что было?
Когда все только начиналось, Дмитрий Екимовский и гейм-дизайнер Нико Дриате решили создать игру в жанре Sci-fi с элементами хоррора. Они вдохновлялись такими играми, как «Чужой», «Doom», «Прометей», «Dead Space». Разработчики хотели, чтобы игроки визжали от ужаса на VR-арене. Для этого они смоделировали условия изоляции, наполнили игру неожиданными событиями и запустили игроков в запутанный лабиринт, из закоулков которого на них иногда выскакивали монстры. При этом Нико, который раньше работал сценаристом, постарался написать замысловатый сюжет с небанальными перипетиями и постепенным раскрытием персонажей. «Сначала мы хотели сделать чуть ли не интерактивное кино, в котором немного приходилось стрелять», — вспоминает гейм-дизайнер.
Однако ни «Оскара» за лучшую режиссуру, ни всеобщего обожания первоначальная версия игры не снискала. Оказалось, что большинство людей не следит за сюжетной линией. Они в основном хотят крошить монстров и замирать от страха, проходя над виртуальной пропастью. «Все гениальное просто», — разводит руками Нико Дриате.
Также выяснилось, что компанию из восьми человек напугать сложно. Один монстр, выскочивший как черт из табакерки, способен вызвать оторопь у двух-трех игроков, но остальные его даже не заметят. «Людям казалось, что они ничего не делают, — говорит Дмитрий Екимовский. — Игрок, первым увидевший монстра, его убивал, а остальные оставались не у дел».
Эксперименты. Что стало?
В итоге разработчики учли пожелания игроков и пересмотрели концепцию игры. Они изменили некоторые уровни, создали альтернативные ветки прохождения, добавили новые сцены с монстрами и внесли разнообразие в поведение тварей. Кроме того, команда сделала ставку на улучшение графики. «Мы решили делать максимально качественный продукт, оторваться от любых конкурентов и в плане геймплея, и в плане графики. У нас используются эффекты, которые мало у кого есть. Я нисколько не покривлю душой, если скажу, что большинство сцен Colony: Code Red находится на уровне топовых VR-игр», — утверждает Нико.
Мощное «железо» позволило команде Екимовского добавить в игру динамический свет, туман, тени и прочие красивости, которые придали виртуальному пространству глубину и насыщенность. За самые красивые уровни игроки могут сказать «спасибо» арт-директору Андрею Серову, который пришел в проект после запуска и обкатки первой версии игры. Один из коллег назвал его жутким визионером. «Я стараюсь увести дизайн от слишком брутальных форм к тому, что игрок ожидает увидеть от Sci-fi. Освещение, закаты, лучи солнца — это все моя работа. Скоро у нас появится клубящийся дым, который будет постоянно находиться в движении. Это будет что-то невероятное!» — обещает Серов.
Разработчикам Colony: Code Red удалось создать абсолютно бесшовный мир. Если во многих других VR-играх смена локаций сопровождается телепортацией, ломающей сюжетную логику, то здесь уровни подгружаются незаметно для игроков. По мнению ребят из Another World, телепортация — это суррогат перемещения. «У нас цельное пространство, — объясняет инженер оптического трекинга Андрей Копылов. — Человек не видит смены уровней, это не ломает ему иммершен». Добиться иммерсии, то есть полного погружения в игру, получается и благодаря внушительной по размеру площадки парка — 400 квадратных метров. В виртуальном мире эти метры не поддаются подсчету, говорит Копылов: «Человек, ходя по кругу, потенциально может идти бесконечно далеко».
Команда Another World постоянно экспериментирует и обкатывает новые технологии. Каждые две недели они добавляют в игру обновления, учитывая пожелания и предложения игроков. Игра меняется настолько часто, что даже Дмитрий Екимовский, отец-основатель и главный демиург, не всегда может уследить за всеми нововведениями. Виброполы, нелинейный сюжет игры, летательные аппараты (вскоре двое колонистов смогут прикрывать своих товарищей с неба) — ребята предлагают то, чего нет в других VR-парках. «Мы находимся на острие VR. Мы раньше других пытаемся реализовывать то, что не делал никто», — уверен Екимовский.
Планы — далеко идущие и не очень
Colony: Code Red — это первая игра Дмитрия Екимовского и его команды. Через несколько месяцев планируется запустить режим PvP, и, конечно, разработчики планируют выпускать новые игры, одна из которых сейчас находится на стадии разработки. Памятуя о первоначальном опыте, они, например, хотят создать игру-ужастик, участники которой окажутся безоружными перед лицом зла. Екимовский и его коллеги признаются, что им приятно слышать, как игроки кричат и визжат во время прохождения Colony: Code Red. И дело тут не в том, что они патологические садисты, нет, просто сильные и неподдельные эмоции — это для них лучшая благодарность за проделанный труд.
Говоря о планах на будущее, Екимовский позволяет себе небольшой спойлер. В одной из игр они намерены проделать необычный фокус с пространством. «Только представьте, вы заходите в комнату, где находится портал в другое измерение и стеклянный куб, в котором можно увидеть целый мир в миниатюре. Вы сможете зайти в портал, уменьшиться и оказаться в этом стеклянном кубе. Изнутри этого мира вы сможете помахать рукой вашим друзьям, которые остались в комнате и которые теперь кажутся вам гигантами», — не скрывая восторга, рассказывает основатель Another World.
В недалеком будущем Дмитрий Екимовский собирается открыть VR-площадки в Вене, Мадриде и Лондоне. Благодаря опыту, наработанному на российском рынке, его команда надеется завоевать и европейцев. «Самое главное, чем мы владеем, — это наша интеллектуальная собственность, наши знания и контент, который мы выпускаем. Люди будут приходить к тем, у кого самые красивые игры», — говорит Дмитрий.
Екимовский и его коллеги гордятся своей работой и не стесняются приглашать на площадку Another World своих друзей и знакомых. Иногда они играют вместе со своими гостями, а иногда наблюдают за ними со стороны и снимают на видео, чтобы потом дружно над этим посмеяться. «У нас маленькая команда, но то, что мы сделали, лично меня приятно удивило, — признается Андрей Серов. — Мы прыгнули выше собственной головы и значительно подняли планку в индустрии».