12 картин, у которых нужно задержаться хоть раз в жизни
Time Out напоминает, что мы живем в городе, в музеи которого ломятся приезжие. И правильно делают: хоть иногда стоит постоять у этих 12 шедевров, чтобы просто отвлечься от ежедневной суеты и вспомнить, что нам есть чем гордиться.
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат» (1915)
Самая известная работа Малевича, ознаменовавшая его «разрыв с предметностью» и переход к супрематизму и ставшая безусловным символом русского авангарда – чуть ли не единственного периода в отечественном искусстве, когда оно было на передовой позиции. Восклицающие «Я тоже так могу!», как правило, не знают, что за «Черным квадратом» Малевича также стоят несколько томов его теоретических трудов.
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Марк Шагал «Над городом (Прогулка)» (1914–1918)
В сцене парящих влюбленных Шагал запечатлел себя со своей женой и музой Беллой и родной город Витебск перед тем, как покинуть его навсегда. Самый лиричный художник русского авангарда, Шагал стремился выразить безграничный внутренний мир человека, его переживания, мысли и мечты в окружении каждодневного приземленного быта – здесь, например, это присевший по своим делам человек у забора.
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» (1897)
Больше всего на свете Дега любил женщин, особенно танцовщиц, и лошадей – именно они были главными персонажами большинства его работ. «Голубых танцовщиц» он писал с уже ослабшим зрением, сделав акцент на яркие цветовые пятна и сложную композицию: корпуса и руки девушек расположены так, что образуют в пространстве картины непрерывное круговое движение, словно выходящее за границы изображения. Как и положено в импрессионизме, главное здесь – впечатление, ощущение суеты перед выступлением, а не сюжет.
Иван Крамской «Неизвестная» (1883)
Наиболее значительная и известная работа Крамского, неофициально считающаяся русской Джокондой. Дело здесь не в улыбке – героиня портрета остается серьезной, – а в загадке: до сих пор историкам искусства так и не удалось разгадать, кто именно изображен на знаменитом полотне. Среди версий – дочь художника Софья Крамская и вышедшая замуж за дворянина Бестужева крестьянка Матрена, пленившая художника своей красотой.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Виктор Васнецов «Богатыри» (1898)
Главный живописец русских былинно-исторических и сказочных сюжетов, предвосхитивший своей творческой манерой модерн, Васнецов трудился над этой монументальной работой без малого 20 лет. Три супергероя русского народного фольклора – богатыри Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец – изображены здесь зрелыми мужчинами, хотя Добрыня и Алеша, согласно легенде, были молоды. Считается, что Добрыня чертами лица напоминает самого художника, а прообразом для Ильи Муромца послужил извозчик села Большие Мытищи.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Сандро Боттичелли «Благовещение» (1495–98)
Перенесенные на холст с деревянных створок небольшого алтаря изображения Архангела Гавриила и Девы Марии Аннунциаты были написаны знаменитым представителем флорентийской школы живописи в зрелый период, уже после «Весны» и «Рождения Венеры». Несмотря на то, что в «Благовещении» Боттичелли перешел к несколько более манерному и линейному стилю живописи, в нем все равно безошибочно угадывается рука великого мастера эпохи Раннего Возрождения.
Питер Брейгель Младший «Катанье на коньках» (1600-05)
Сын знаменитого фламандского живописца Питера Брейгеля Старшего (а всего художников Брейгелей четверо, и все родственники) был прозван «Адским» за зловещие сюжеты своих ранних работ. Позже он переключился на более мирные сцены, очень схожие с полотнами отца. Бурная жизнь фламандских деревушек – катания на коньках, пашня, торговля на рынке – изображена у Брейгеля Младшего ярче и четче, чем у Брейгеля Старшего (хотя их все равно часто путают), но обоих считают создателями самой наглядной энциклопедии народной жизни.
Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1884)
Полная драматизма работа была написана Репиным после взрыва народовольцами бомбы, убившей царя Александра II. Картина страдала за свою жизнь не меньше, чем ее герои: Александру III работа не понравилась, и в 1885-м она была запрещена к показу. Спустя 20 лет лицо Ивана Грозного порезал ножом иконописец-старообрядец и Репину пришлось его переписать, а хранитель Третьяковки Егор Хруслов, узнав об этом инциденте, бросился под поезд. И уже совсем недавно, в 2013 году, группа сторонников канонизации Ивана Грозного выступила с просьбой убрать оскорбительную для царя картину. В ответ художники арт-группы «Митьки» предложили заменить ее работой «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына».
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Александр Иванов «Явление Христа народу» (1837-57)
Работая над этой монументальной работой в Италии в течение 20 лет, Иванов (фамилия произносится с ударением на «а») создал более 600 эскизов, которые постепенно скупал Павел Третьяков – сама картина уже была оплачена Академией художеств и должна была стать отчетной за четырехлетнее обучение Иванова в Апеннинах, которое он растянул на 33 года. Среди множества купающихся на картине есть один, списанный с друга художника – Николая Гоголя. Размеры картины настолько огромны, что к зданию Третьяковки, куда картина все же попала в 1925 году, пришлось пристроить специальный зал, способный ее вместить.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Пабло Пикассо «Девочка на шаре» (1905)
Знаменитая работа Пикассо ознаменовала собой переход от «голубого» к «розовому» периоду в его творчестве. Вся работа построена на контрастах: хрупкая и тонкая фигура гимнастки, балансирующей на шаре, уравновешивается массивной и статичной фигурой акробата, который сидит на кубе на переднем плане картины. Шар контрастирует с кубом, а унылый пустынный пейзаж – с весельем циркового выступления.
Михаил Врубель «Демон сидящий» (1890)
Врубель написал несколько десятков иллюстраций и живописных полотен к произведениям Лермонтова, больше всего – к поэме «Демон». «Демон сидящий» (а существуют и другие – «Летящий» и «Поверженный») считается самой известной картиной Врубеля и наглядно демонстрирует авторский и очень узнаваемый стиль художника. Он наносил мазки не кистью, а мастихином — тонкой металлической пластиной, создавая не столько живописный, сколько мозаический или даже скульптурный эффект объемов, словно высеченных в пространстве холста.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Александр Дейнека «Будущие летчики» (1938)
Один из самых успешных и известных советских художников, Дейнека был одновременно и самым искренним – в его работах нет однообразной в своей настойчивости пропаганды. Скорее наоборот, они полны радостного ожидания, а подчас и несвойственного советскому искусству эротизма. Эта символическая для официально принятого в СССР стиля социалистического реализма картина Дейнеки соединила в себе главные элементы советского идеала – красивое тело, здоровый дух, счастливое детство и светлое будущее.