7 лучших фильмов Франсуа Озона
На этой неделе в прокат выходит новая лента Франсуа Озона «По воле божьей» — история разоблачения священника, который на протяжении многих лет растлевал детей. Time Out вспоминает, какие еще фильмы режиссера обязательны к просмотру.
«Бассейн» (2002)
Писательница Сара уезжает работать над новым романом на дачу своего издателя и оказывается запертой с его развратной дочерью Жюли.
Свой первый фильм на английском языке француз Озон назвал так же, как и классический триллер 1969 года с Аленом Делоном и Роми Шнайдер. Озон сделал свой ремейк более дерзким: он так беззастенчиво демонстрирует прелести юной Жюли, что даже степенная Сара теряет самообладание. Режиссер сталкивает в кадре два микрокосма — суетливый и педантичный, распущенный и морализаторский. Франсуа исследует загадочную природу творческого вдохновения и не менее загадочный феномен пробуждения женской сексуальности. Ближе к финалу становится неясно, что сейчас показывают на экране — реальность или чью-то фантазию. Концовка у фильма открыта и допускает целый ряд трактовок. Размышлять над каждой из них — интереснейшее занятие.
«Капли дождя на раскаленных скалах» (1999)
© Fidélité
Кудрявый бонвиван сожительствует с респектабельным бизнесменом, а позже к ним присоединяются две девушки.
«Капли дождя» — это экранизация пьесы в четырех актах Райнера Вернера Фассбиндера, персонажи которой болтают обо всем на свете, танцуют и спят друг с другом. На этом материале 32-летний Озон и поставил камерную разговорную трагикомедию, высмеяв бытовые условности брака. Когда 20-летний парень становится в доме 50-летнего мужчины домохозяином, у них возникают анекдотичные отношения, как между сварливой женой и злым мужем. Брак, по мнению Озона, — это дань буржуазному образу жизни. В минималистичном, ограниченном стенами одной квартиры и выдержанном в духе 1970-х годов действе вдумчивый психоанализ сочетается с театральной постановкой и смелой провокационностью.
«Молода и прекрасна» (2013)
© Mandarin Films
Семнадцатилетняя Изабель втайне от родителей занимается проституцией, причем не столько для денег, сколько ради удовольствия.
До того, как сыграть в фильме Озона «Двуличный любовник», актриса Марина Вакт уже была вовлечена режиссером в сюжет, построенный на ее сексуальности. В ее юных прозрачных глазах сохраняются чистота и почти детская невинность, сколько бы клиентов ни разделило с ней постель. При этом несовершеннолетняя Изабель, безусловно, жертва обстоятельств, заставивших ее продавать свое тело, пусть понятие «независимая жизнь» для нее самой тоже связано с хаотичными половыми связями. Озон показывает эту почти наркотическую зависимость подчеркнуто отстраненно и флегматично: он и не одобряет поведение героини, и не осуждает ее.
«В доме» (2012)
© Mandarin Films
Ученик восьмого класса Клод пишет серию сочинений о жизни одноклассника Рафы, в этом ему помогает учитель литературы.
Фильм, в котором Озон в очередной раз мастерски размывает грань между реальным и вымышленным. Кто знает, что в своих очерках Клод позаимствовал из жизни семьи Рафы, а что, не моргнув глазом, придумал? На первый план выводится тема манипуляции, когда одаренный беспринципный подросток начинает диктовать окружающим правила игры. Таким образом Озон решает высказаться о крахе так называемой «нормальной семьи», за которой подглядывает Клод, хотя режиссер и не настолько серьезен, чтобы его фильм можно было бы счесть за какой-то социальный манифест: он просто так шутит.
«Криминальные любовники» (1999)
© Fidélité
Оставив за плечами убийство и ограбление, парень с девушкой сбегают в леса, где их ловит и запирает в подвале зловещий дикарь.
Эта сравнительно ранняя работа Озона — одна из самых шокирующих и мрачных в его фильмографии. Грубая, шероховатая, нарочито натуралистичная постановка, лишенная привычной для более зрелого Озона пестрой глянцевости, идеально подходит для переосмысления сказки о Гензеле и Гретель, которые здесь превращены в Бонни и Клайда. Герои, несмотря на совершенные ими злодеяния, остаются скорее глупыми подростками, чем матерыми преступниками. Например, девушка Алиса в один момент хладнокровно смывает с себя человеческую кровь, а в другой — рыдает над трупиком задавленного кролика.
«8 женщин» (2001)
© Canal+
Несколько женщин собираются отметить Рождество в загородном особняке и внезапно узнают о смерти хозяина дома.
Катрин Денев, Изабель Юппер, Фанни Ардан, Эммануэль Беар и прочие замечательные актрисы очаровательно дурачатся и по мере сил пытаются разобраться в загадочном убийстве. А формат кокетливой музыкальной трагикомедии положений придает детективной интриге водевильный характер. Если бы Хичкок снял триллер не просто стильный, а гламурный, он выглядел бы именно так. Правда, за обеспечением визуальной безупречности Озон не забывает увлеченно копаться в затаенных женских страстях, надеждах и страхах. После этого фильма режиссера обвиняли в женоненавистничестве, хотя кто, как не он, открытый гомосексуалист, может без задней мысли воспевать красоту женщин и дружески подтрунивать над их маленькими человеческими слабостями.
«Франц» (2016)
© Mandarin
Немецкая девушка, потерявшая на войне возлюбленного, однажды встречает возле его могилы незнакомого француза.
Эта лента, выполненная в эстетской черно-белой ретро-стилистике, считается наиболее консервативной в творчестве Озона. Самого режиссера ехидные замечания по поводу того, что он якобы постарел и остепенился, изрядно раздосадовали. Но старомодностью этого фильма Озон лишь подтвердил, что может снимать каждую картину иначе, чем предыдущую. И в данном случае он не хитрит, не мистифицирует, а делает универсальную общечеловеческую драму, позволяет зрителям ощутить в этой истории все, от глубокой эмпатии персонажам до светлой грусти, навеянной воспоминанием об утраченной любви.