Слабое звено: почему никто не боится злодеев Marvel. Часть 1
Пока все просвещенное человечество уже смотрит «Мстителей», мы старательно бережем себя от спойлеров и пересматриваем все, что нажито непосильным трудом Кевина Файги за десять лет. И вот какая штука: за все это время, кроме Таноса, в киновселенной Marvel не было ни одного приличного злодея. Разбираемся, почему так случилось.
Локи (Том Хиддлстон)
Появляется в фильмах «Тор» (2011), «Мстители» (2012) и «Тор: Царство тьмы» (2013)
Поймите нас правильно — мы, как и все, обожаем бога Локи, впервые выведенного на экране с шекспировской страстью Кеннетом Браной в 2011-м. По сравнению с другими злодеями Marvel, примитивно мечтающими о власти как самоцели, Локи одержим идеей стать признанным своим приемным отцом — настолько, что убивает отца родного. В отчаянной попытке доказать, что он чего-то стоит, Локи достигает трагических вершин, которые недоступны другим злодеям-солдафонам и маньякам. И все же он не самый умный парень в Бифросте — его планы безумны и не продуманы до конца, а сам он сильно напоминает временами капризного ребенка. Поэтому, когда Локи наконец терпит поражение, вы осознаете, что, несмотря на обаяние, никогда ему и не сопереживали. Так ему и надо. Со временем же Marvel и вовсе делает из него героя скорее положительного: неплохо, конечно, получается, интересно и душещипательно, да только какой же это теперь злодей!
Александр Пирс (Роберт Редфорд)
Появляется в фильме «Первый мститель: Другая война» (2014)
На первый взгляд Редфорд с его опытом работы в параноидальных триллерах 1970-х («Три дня Кондора», «Вся президентская рать») — идеальная кандидатура на роль агента вражьей организации «Гидры», давно внедрившегося в самую верхушку «Щита». Редфорд, конечно, умеет сыграть так, чтобы отбить у зрителей всякое доверие к спецслужбам, но, если начать вникать, его убеждения и пафос («Иногда для того, чтобы построить новый мир, нужно полностью разрушить старый», — говорит Пирс) на удивление примитивны.
Поступки Пирса — очередной пример того, что в супергеройских фильмах идеологические взгляды часто заменяют убедительную мотивацию, и это серьезный недостаток. К тому же Г.И.Д.Р.А. в подметки не годится реальному Агентству национальной безопасности. А зря: в кино должно быть страшнее, чем в жизни, хотя бы потому что кино — не реальность.
Гельмут Земо (Даниэль Брюль)
Появляется в фильме Первый мститель: Противостояние» (2016)
Marvel очень старался придать личному врагу Капитана Америка серьезности и трагичности: цирковой барон в фиолетовом капюшоне превратился в солдата заковианского спецназа, одержимого местью. И все бы ничего, но Даниэль Брюль при всех своих талантах не тот человек, который может сыграть спятившего военного. Страшного в нем не больше, чем в подушке. К тому же сценарий, как всегда, полон дыр и логических нестыковок. В результате Земо выглядит не как хитроумный стратег и тактик, а как человек, которому просто везет. Не очень-то это хорошо для героя, который, по идее, претендует на лавры старика Крамера из «Пилы».
Улисс Кло (Энди Серкис)
Появляется в фильмах «Мстители. Эра Альтрона» (2015) и «Черная Пантера» (2018)
Весельчак и психопат в блистательном исполнении человека, которого мы не так часто видим без цифрового грима и в натуральную величину — а жаль. Казалось бы, что может пойти не так? Да тот факт, что в итоге Улисс Кло позволяет себя грохнуть самым примитивным образом! Кажется, чуваку больше нравится зажигать, чем жить счастливую злодейскую жизнь на радость зрителям. Конечно, это была насыщенная и запоминающаяся жизнь. Однако же, как говорится, хорошо, но мало.
Альтрон (Джеймс Спейдер)
Появляется в фильме «Мстители: Эра Альтрона» (2015)
Последний раз, когда Джеймсу Спейдеру дали столько металла для работы, мы получили прекрасный фильм «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга. Здесь же он напоминает оживший Skynet из «Терминатора», только с чувством юмора. Но для хорошего кино даже юмора недостаточно.
В теории Альтрон — искусственная программа, которая самостоятельно развилась до того, что восстала против своих создателей и решила избавить планету от людей. На деле же он неотличим от 72 тысяч роботов, которые тоже появляются в фильме, названном в его честь. Его можно узнать только по красным глазам и мании цитировать «Пиноккио».
Киллмонгер (Майкл Б. Джордан)
Появляется в фильме «Черная Пантера» (2018)
Слов нет: Райан Куглер умеет снимать социальные драмы, в особенности о проблемах черного населения Америки, и эта его способность пошла фильму исключительно на пользу во всем. Кроме одного: смерти Киллмонгера не хочет не то что зритель, а даже сам Черная Пантера. Как ни старается Джордан излучать ПТСР и психопатию — все равно его злодей выглядит несчастным ребенком, жертвой разборок между Каином и Авелем, которого хочется пожалеть и отправить на вакандскую психотерапию, излечивающую даже зимних солдат, не то что ветеранов-наемников с расовыми травмами.
Красный Череп (Хьюго Уивинг)
Появляется в фильме «Первый мститель» (2011)
Хьюго Уивинг, навсегда запомнившийся как агент Смит из «Матрицы», в роли главного злодея? Бьемся об заклад, для режиссера кастинга это была непыльная работа. Чего еще ожидать? Учитывая, что с Красным Черепом приключилась та же беда, что и со злодеем в финале «Индианы Джонса: В поисках утраченного ковчега» — у обоих расплавилось лицо, — перед нами уже не самая оригинальная история. Красный Череп компенсирует отсутствие плоти причастностью к нацизму и стремлением быть богом. Недостаточно, чтобы стать по-настоящему интересным злодеем.
Эдриан Тумс, он же Стервятник (Майкл Китон)
Появляется в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» (2017)
Китон играл человека с крыльями трижды: в «Бэтмене», «Бердмене» и вот теперь в «Спайдермене». Однако, тенденция – причем с изрядной долей самоиронии, которая в данном конкретном случае лишней не будет. Не сказать, чтоб из инженера Тумса получился такой уж плохой злодей — наоборот, очень хороший пример последствий ипотеки. Вот только план у него был откровенно идиотский даже для человека, которому не хочется копить дочке на колледж. Так, в общем, и непонятно, ху из мистер Стервятник — то ли маньяк, развоплощающий коллег по цеху, то ли обычный мужик, замученный банками, бюрократией и крупными корпорациями, от которых, как известно, и происходит все зло в мире.
Эмиль Блонски (Тим Рот)
Появляется в фильме «Невероятный Халк» (2008)
Известно, что в Marvel не сразу хотели утверждать Тима Рота на роль бывшего советского агента югославского происхождения, что странно — обычно студия, недолго думая, просто зовет на роли злодеев актеров, которые уже играли то же самое раньше, а там все само срастется. Не срослось. К сожалению, все, что приходится делать в фильме Тиму Роту, это зеленеть от зависти и произносить реплики: «Хочу быть как Халк». Все его коварные планы заканчиваются разрушением Гарлема, что не такая уж и сложная сверхмиссия — Гарлем достаточно разрушить, отключив в нем на пару часов электричество. Мелковато для злодея, с которым стоит считаться.