Слабое звено: почему никто не боится злодеев Marvel. Часть 2
Пока все просвещенное человечество уже смотрит «Мстителей», мы старательно бережем себя от спойлеров и пересматриваем все, что нажито непосильным трудом Кевина Файги за десять лет. И вот какая штука: за все это время, кроме Таноса, в киновселенной Marvel не было ни одного приличного злодея. Разбираемся, почему так случилось.
О других злодеях Marvel, которых мы тоже не боимся, Time Out уже писал.
Хела (Кейт Бланшетт)
Появляется в фильме «Тор. Рагнарек» (2017)
Единственная женщина в нашем скорбном перечне — серьезный повод закричать об оскорблении чувств. И в самом деле: с каких это пор дамы могут круто нести добро, но не могут с таким же достоинством и огоньком крушить мир! Кейт Бланшетт делает все, от нее зависящее, чтобы Богиня Смерти в ее исполнении запомнилась не только шикарной фигурой, рогами и смоки-макияжем. Но в результате все равно запоминается лишь божественность самой Кейт Бланшетт. Хела же не тянет даже на нового директора по производству, не то что на королеву ада. Даже по части оскорбленных дочерних чувств Локи даст ей сто очков вперед.
Олдрич Киллиан (Гай Пирс)
Появляется в фильме «Железный человек 3» (2013)
Самое пугающее в Олдриче Киллиане — то, что он лучший из всех трех противников Железного человека. На самом деле история Киллиана подозрительно напоминает девичью школьную комедию «Это все она» — речь тут идет о замкнутом ученом, с которым когда-то никто не считался, вдруг превратившемся в самого популярного парня района. Да, он крутой, но Киллиан совершает ту же ошибку, что и остальные злодеи Marvel, — всего лишь хочет еще большей власти, чем у него уже есть (где-то мы это уже видели, правда, и не раз?).
Так как сценаристы не придумали Олдричу ничего интереснее внешней трансформации из ботана в плейбоя, даже его вечно пьяный подручный Мандарин (Бен Кингсли) смотрится выигрышнее. То есть в 2013 году киноэволюция пришла к тому, что злодеям даже не пытаются придумать интересную историю. И правда, зачем? Пусть просто ходят туда-сюда и болтают о покорении мира. Зрители настолько к этому привыкли, что даже не жалуются.
Ронан Обвинитель (Ли Пэйс)
Появляется в фильме «Стражи Галактики» (2014)
Злодей, который по идее должен стать Дартом Вейдером Marvel, на самом деле почему-то напоминает дорожного строителя, который интересуется рестлингом. Казалось бы, у Ронана есть и воля, и яйца — устав быть подручным Таноса, он пускается в погоню за магическим камнем, чтобы разрушить планету-другую. К сожалению, ему нечего противопоставить обаянию стражей Галактики, и его неумение ценить чужие слабости приводит к тому, что его побеждают енот, дерево и последний фанат группы Jacksons 5 на свете.
Эго (Курт Рассел)
Появляется в фильме «Стражи Галактики-2» (2017)
Вот он-то как раз произносит магическую вейдерскую фразу «Я твой отец» и вызывает самые нехорошие и кровожадные чувства. Очаровательный, даже плюшевый Эго, который на поверку оказывается злобным манипулятором — отличная и очень прямолинейная аллюзия на Бога-Отца (Marvel вообще полнится не только отсылками к «Звездным войнам»). Но говорящее имя сразу рушит всю интригу. К тому же история целестиала, который тратил вечность на совокупления и евгенику со всем, что движется, да еще и потерпел поражение, выглядит скорее забавно, чем пугающе. С другой стороны, это полностью в духе фильмов Джеймса Ганна.
Малекит (Кристофер Экклстон)
Появляется в фильме «Тор 2: Царство тьмы» (2013)
Тор вообще настолько скучный, похожий на лучшего спортсмена в классе герой, что любой его противник будет смотреться выигрышно. Но только не Малекит. Предводителю темных эльфов делать в фильме особенно нечего — разве что в финале на него падает собственный корабль. Видимо, он невнимательно смотрел другие картины Marvel, иначе бы успел отойти перед тем, как на него полетело что-то большое и тяжелое.
Иван Ванко (Микки Рурк)
Появляется в фильме «Железный человек 2»
У русского физика очень понятная, свойственная гастарбайтерам мотивация: он хочет отомстить Тони Старку за депортацию папы. Но, несмотря на тюремную манеру, с которой Рурк жует спичку, и тот факт, что он регулярно показывает свой торс, единственная опасность, грозящая Старку, — спиться, когда он в момент сомнений припадает к бутылке. Ванко же явно скучает и делу уничтожения Железного человека предпочитает воркование со своим попугаем (которого, кстати, в сценарии не было, но Рурк настоял и даже оплатил его питание. Вот как бывает вредно потакать прихотям звезд 1980-х).
Обадайя Стейн (Джефф Бриджес)
Появляется в фильме «Железный человек» (2008)
Злодейская миссия Обадайи заключается в том, чтобы помогать террористам за спиной у Тони Старка и заодно подсидеть начальника. Нельзя сказать, что Стейн совсем бесполезен, — все-таки отрицательное обаяние Джеффа Бриджеса в железный карман не спрячешь. Но как можно считаться в мире Marvel с героем, на Wikipedia-странице которого в графе «способности» написано: «Окончил магистратуру бизнеса»? Несерьезно. Можно, конечно, оправдать Marvel тем, что в 2008-м они еще были неопытными кинематографистами и что много сцен с Обадайей было вырезано, но все равно — как можно относиться серьезно к злодею, 70% реплик которого состоит из: «Видишь ли, Тони…»?
Даррен Кросс, он же Желтый Шершень (Кори Столл)
Появляется в фильме «Человек-муравей» (2015)
Чтобы вспомнить имя воплощения зла в «Человеке-муравье», нам пришлось залезть в Википедию. И это при том, что речь идет об одном из лучших фильмов киновселенной! Хотя неудивительно: Marvel до неприличия часто использует троп «мой папа меня не замечал» в качестве мотивации для плохих парней. Иногда получается Локи, а иногда этот… как его…
Кецилий (Мадс Миккельсон)
Появляется в фильме «Доктор Стрендж» (2016)
Как сказал сам Миккельсон об этом недоразумении: «Он не злодей, он человек с отличными от героя взглядами». Это все, что надо знать о мастере Кецилии. К тому же есть только одна вещь, которой Marvel злоупотребляет чаще, чем плохими отцами — это подведенные глаза.