Полицейские-наркоторговцы, украденный крест и мафиози-малолетки – самые яркие фильмы 41-го ММКФ
41-ый Московский Международный кинофестиваль несколько дней назад уже стал историей. Time Out отсмотрел на нем несколько десятков фильмов и предлагает вам самые запоминающиеся.
«Химерика» (режиссер Майкл Кейллор, Великобритания)
Программа «Первая серия»
«Химерика» – это слово-бастард, полученное от внебрачной связи между словами «America» и «China». Обозначает оно американо-китайские отношения. В сериале же (а «Первая премия» – это программа сериалов) речь идет вот о чем: в 1989-и году в Пекине власти разогнали мирную акцию протестов с помощью бронетехники, в результате чего погибло около тысячи человек. Один из смельчаков (или сумасшедших) встал перед танковой колонной – и случайно попал в объектив американского фотокора, после чего и снимок, и журналист прославились на весь мир. Однако найти того безумца фотограф решил только в 2016-м, когда случайно услышал, что тот сбежал из Китая и перебрался в Америку.
Что в этом интересного? Прежде всего то, что проект не церемонится ни с американской демократией, ни с китайским благоденствием. Он нападает сразу на обе государственные системы, не оставляя от иллюзий камня на камне. За эту смелость и злободневность (а также за отлично разработанную детективную линию) мы включили «Химерику» в наш список.
«Я была дома, но…» (режиссер Ангела Шанелек, Германия, Сербия)
Программа «Эйфория наваждений»
Объяснить, что происходит в этом фильме, сложно невероятно, но сюжет в таких случаях и не важен. Ангела Шанелек, представительница так называемой «Берлинской школы», опять сняла фильм-созерцание, фильм-медитацию. Здесь есть споры об искусстве (живом и мертвом), есть «Гамлет», разыгрываемый детьми, есть странные люди, равнодушно-тоскливо смотрящие вдаль… Зрелище завораживающее, но будьте осторожны: если вы не совпадаете с Ангелой Шанелек о темпо-ритму, то фильм окажется для вас серьезным испытанием.
«Бог существует, и его зовут Петрунья» (Режиссер Теона Стругар-Митевска, Македония, Бельгия, Франция)
Программа «Эйфория наваждений»
Современная притча о девушке, осмелившейся совершить мужской подвиг – выловить во время религиозного праздника из реки крест. Казалось бы, что в этом такого? Однако по негласным законам это дозволялось только мужчинам. Петрунья же нарушила запрет и стала изгоем: теперь даже мать кричит ей в лицо, что она позорище, а чужие и вовсе зовут ее шлюхой. Хотя в чем она виновата? Да и виновата ли? Кстати, фильм уже назвали гимном феминизма, однако это не совсем так. На первом плане тут, скорее, не феминизм, а глубокое средневековье, неискоренимое до сих пор почти в каждом из нас.
«Пираньи Неаполя» (режиссер Клаудио Джованнезе)
Программа «Эйфория наваждений»
Фильм-участник прошедшего Берлинского фестиваля, получивший приз за лучший сценарий. Снимался он по книге Роберто Савиано, издавшего в 2006-м «Гоморру», за что неаполитанская мафия приговорила его к смертной казни. Новый ж роман Савиано не столь откровенен и не столь страшен для мафиози: речь в нем идет о молодой поросли – пятнадцатилетних пацанах, взявших власть в районе в свои руки.
«Тренинг личностного роста» (режиссер Фархат Шарипов, Казахстан)
Основной конкурс
Так уж устроен ММКФ, что яркие проекты до его игрового конкурса добираются крайне редко, однако бывают и исключения. В этом году одним из таких исключением стал фильм из Казахстана — кстати, увезший с фестиваля «Золотого Георгия». Это простая и универсальная история о маленьком человеке, внезапно нашедшем себе покровителя – и ставшим человеком большим. Для этого, правда, понадобилась сделка с собственной совестью, но ведь другие тоже не без греха…
«Женский день» (режиссер Доля Гавански)
Программа «Русский след»
Доля Гавански
Документальный фильм, в котором русская речь звучит чаще, чем любая другая – и который, тем не менее, снят иностранкой, пусть и очень хорошо знающей нашу страну. В кадре женщины разных возрастов, разных профессий и судеб: они все говорят о чем-то очень личном, и одновременно о чем-то общем – о том, как любили комсомольские песни, как праздновали 8 марта, как их выгоняли из комсомола за фотографии в купальнике. Очень искренний, ностальгирующий, но живой взгляд на прошлое – женский взгляд на самое важное.
«Альфа. Время убивать» (режиссер Брийанте Мендоса, Филиппины)
Программа «Эйфория наслаждений»
Брийанте Мендоса
«Все факты в фильме являются вымыслом», – говорится в финальных титрах, однако сложно избавиться от мысли, что это не совсем так. Дело в том, что несколько лет назад на Филиппинах был принят ряд законов, расширяющий полномочия полицейских во время облав. Говоря проще, в рамках войны с наркотрафиком слуги правопорядка получили право стрелять на поражение. «Альфа» Мендосы снята именно об этом: о полицейских, которые борются с наркодиллерами, но не стесняются воровать у них деньги и наркоту, о людях, живущих на свалке, и становящихся легкими мишенями, и о том, что скользкая тропа криминала никогда до добра не доводит.
«Произведение без автора» (режиссер Флориан Хенкель Фон Доннерсмарк, Гемания)
Программа «8 ½ фильмов»
У фильма не самый щадящий хронометраж – лента длится более трех часов, однако этот кинороман стоит того, чтобы найди для него время в своем графике. В центре сюжета здесь немецкий художник (его прототипом стал Герхард Рихтер): он влюбляется в молоденькую сокурсницу, однако ее отец не торопится благословлять свое чадо на брак. И у него есть для этого какая-то серьезная причина, о которой он вслух никогда не скажет. Впрочем, дело не в мелодраме и не в шпионских заговорах: перед нами история Германии, проклятый XX век. И речь идет прежде всего о том, как этот век обошелся с людьми, а также о свободе и об искусстве, которое задыхается под всевластием догм.
«Коко-Ди, Коко-Да» (режиссер Йоханнес Нюхольм, Швеция, Дания)
Программа «Фильмы, которых здесь не было»
Фильм ужасов в программах ММКФ – гость нечастый. Впрочем, на других международных фестивалях их тоже немного, хотя вот этот проект приехал к нам с «Санденса». Его представляют как «психологический хоррор, снятый в эстетике сюрреализма», и, в общем и целом, рекомендация оказывается верной, хотя слово «фантасмагория» к некоторым эпизодам подходит больше. Это история семейной пары, три года назад потерявшей ребенка, и отправившейся залечивать душевные раны куда-то в лес. В лесу же их находят какие-то странноватые личности, отдаленно напоминающие артистов погорелого цирка.