От Элтона Джона до Алена Делона: что нужно знать о Каннском кинофестивале – 2019
Уже сегодня новой лентой Джима Джармуша откроется 72-ой международный Каннский кинофестиваль, а значит ближайшие две недели на Лазурном берегу вновь будут чествовать лучших кинематографистов со всего мира. Time Out рассказывает, чего ждать от самого престижного киносмотра планеты в этом году.
Основной конкурс будут судить режиссеры
Как и на других кинофестивалях, жюри Основного конкурса в Каннах обычно напоминает сборную солянку и традиционно принимает в свои ряды самых разных деятелей культуры – не только режиссеров, актеров и продюсеров, но также критиков, писателей и даже музыкантов. В этом году, однако, налицо значительный перевес: из девяти членов жюри шесть – постановщики международного уровня, многие из которых получили свое первое признание именно на Каннском кинофестивале.
Помимо председателя жюри, Алехандро Гонсалеса Иньярриту, это Йоргос Лантимос («Фаворитка»), Павел Павликовский («Холодная война»), американка Келли Райхардт («Несколько женщин»), прошлогодний обладатель сценарного приза Аличе Рорвахер («Счастливый Лазарь») и лауреат Гран-при 2017 года Робен Кампийо («120 ударов в минуту»). Еще одного члена жюри, художника и автора графических романов Энки Билала, также можно отнести в режиссеры – за плечами француза три полнометражные картины, в том числе провалившаяся экранизация собственного комикса «Бессмертные: Война миров».
Келли Райхардт
Помогать столь внушительной компании постановщиков с выбором победителей будут еще две участницы – актриса африканского кино (и по совместительству режиссер-документалист) Маймуна Н’Диайе и юная кинозвезда Эль Фаннинг, которая в свои 21 год стала самым молодым членом жюри в истории Канн.
Эль Фаннинг
Каннские ветераны идут на рекорд
Под стать жюри и Основной конкурс в этом году – серьезный. Многие из его участников – давно признанные классики современного кино и неоднократные обладатели международных призов, в том числе и высшей награды Каннского кинофестиваля. Среди последних – американский аскет Терренс Малик («Древо жизни»), впервые за долгие годы снявший фильм на историческую тематику, француз Абделатиф Кешиш («Жизнь Адель») с 4-х часовым продолжением прошлогоднего «Мектуба» и, конечно, Квентин Тарантино, чей «Однажды… в Голливуде» ждут особенно сильно.
Брэд Питт на съемках «Однажды в Голливуде»
Впрочем, поставить рекорд на этот раз есть возможность только у двух конкурсантов – британского мастера остросоциального кино Кена Лоуча и бельгийцев братьев Дарденн. Каждый из них дважды становился триумфатором Канн, причем Лоуч делал это совсем недавно – со своей предыдущей картиной «Я, Дэниел Блэйк». Удастся ли кому-то из них совершить невозможное и в третий раз поднять над головой престижную «Золотую пальмовую ветвь» – один из волнующих вопросов этого фестиваля.
Джармуш и компания берут реванш
Одновременно с двукратными лауреатами в конкурсе Канн этого года присутствуют и своеобразные анти-рекордсмены – те, кто заветную «ветку» за свою продолжительную карьеру так и не получил, хотя возможностей для этого было немало. Среди них француз Арно Деплешен («Призраки Исмаэля»), регулярно появляющийся в конкурсе фестиваля с 1992 года, и бесспорный классик итальянского кино Марко Беллоккьо, чьи картины до этого шесть раз безрезультатно штурмовали Лазурный берег. Вот и обладатель двух «Оскаров» Педро Альмодовар в конкурсе уже в шестой раз – его автобиографическая лента «Боль и слава», кажется, имеет хорошие шансы наконец принести экстравагантному постановщику ускользающий трофей.
Антонио Бандерас в фильме «Боль и слава»
Больше всего, конечно, обидно за Джармуша, который последний раз увозил что-то из Канн в далеком 2005 году (тогда «Сломанные цветы» взяли Гран-при). Его зомби-комедия «Мертвые не умирают» – восьмая попытка режиссера прописаться в рядах Каннских триумфаторов. Однако учитывая жанровую принадлежность картины и статус фильма-открытия фестиваля (такие редко что-либо получают), судя по всему, Джим снова уедет ни с чем.
Россия поборется за награды (но не в главном конкурсе)
В Основном конкурсе Канн в этом году наших картин нет – ни Звягинцев, ни Сокуров, ни плодотворный Сергей Лозница свои новые фильмы пока не закончили. Зато во второй по значимости программе «Особый взгляд» Россию представят сразу два фильма – «Дылда» Кантемира Балагова и «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой.
Съемки «Однажды в Трубчевске»
27-летний Балагов, закончивший мастерскую Сокурова, два года назад уже приезжал в Канны со своим дебютом «Теснота» – тогда резонансная премьера в рамках фестиваля фактически запустила карьеру молодого режиссера. В результате свое новое кино, рассказывающее о жизни двух фронтовых подруг в Ленинграде 1945 года, он снял уже при поддержке продюсера Роднянского. В этом смысле выпускница ВГИКа Садилова, начинавшая как актриса еще в перестроечные годы, гораздо менее известна современному российскому зрителю. Хотя ее ранние ленты – «С днём рождения!» и «С любовью, Лиля» – в свое время завоевали признание многих знаковых фестивалей, от «Кинотавра» до Роттердама, а последняя лента «Она» стала лауреатом выборгского «Окна в Европу».
Николай Комягин
Российское присутствие в этом году можно обнаружить и в программе короткометражных студенческих фильмов Cinéfondation, куда отобрали работу учащейся СПбГИКиТа Олеси Яковлевой. «Сложноподчиненное», где в главной роли снялся солист группы Shortparis Николай Комягин – «история про подчинение и слом иерархий», как описывает работу сама режиссер. Наконец, в еще одной программе «Двухнедельник режиссеров» свою новую работу представит один из постановщиков «Дубровского» Кирилл Михановский. Сделанная в США и тепло принятая на фестивале независимого кино «Сандэнс» абсурдная комедия «Гив ми либерти» расскажет о мелком аферисте, который оказывается втянут в приключение с участием русских эмигрантов.
Женщин-режиссеров все еще мало
За последние годы Канны не раз ругали за нежелание подключаться к текущей феминистской и гендерной повестке. Пока на Берлинале и «Сандэнсе» доля женских картин в конкурсе уже пару лет достигает 40%, в Каннах количество женщин-постановщиков обычно можно пересчитать по пальцам одной руки. Вот и в этом году ситуация с женским присутствием почти не изменилась, даром что на официальном постере фестиваля красуется Аньес Варда, а программный директор Тьерри Фремо еще год назад подписал обязательство о гендерном паритете при отборе картин – из 21 фильма главного конкурса только три сняты женщинами. Если брать всю официальную программу, картина выйдет чуть лучше – за ближайшие две недели 13 женщин-режиссеров представят свои проекты в Каннах, что является рекордом для самого престижного фестиваля в мире. И все же есть ощущение, что отборщики могли бы работать и лучше.
Аньес Варда
Netflix снова в пролете
Спустя два года после скандала в Каннах руководство фестиваля по-прежнему не может прийти к согласию со стриминговым гигантом. Тогда участие двух лент Netflix, «Окчи» и «Истории семьи Майровиц», в основном конкурсе привело к тому, что возмущенные владельцы французских кинотеатров потребовали от администрации смотра больше не включать картины стрим-сервиса в свою программу, если те не будут позже выходить в местный прокат. «Нетфликсу» такой ультиматум оказался не по душе, и на следующий год премьера «Ромы» Альфонсо Куарона была перенесена в Венецию.
На съемках «Ирландца»
В этом году ожидалось, что Канны все же уладят вопрос, поскольку все больше именитых постановщиков переходят под крыло стримингового сервиса, но оказалось, что компромиссы пока чужды обеим сторонам. В результате новые фильмы Скорсезе («Ирландец» с Де Ниро, Пачино и Джо Пеши), Содерберга («Прачечная» с Мэрил Стрип) и Ноа Баумбаха журналистам придется ловить на других фестивалях.
Музыкальный байопик об Элтоне Джоне зажжет внеконкурсные показы
За последние 30-40 лет Канны не покладая рук трудились над тем, чтобы вместе с авторским кино на Набережной Круазет стабильно появлялись и звезды масскульта. Для этого престижный смотр ежегодно включает в свою внеконкурсную программу показов одну-две крупные мировые премьеры. В этот раз эта честь выпала байопику «Рокетмен», в котором полысевший Тэрон Эджертон (звезда «Kingsman: Секретная служба») на манер Рами Малека из «Богемской рапсодии» будет перепевать молодого Элтона Джона.
«Рокетмен»
Также фактически за месяц до своего интернет-релиза на фестивале пройдет премьера нескольких эпизодов сериала Николаса Виндинга Рефна «Слишком стар, чтобы умереть молодым». Как обычно у режиссера, это круто-сваренная и расцвеченная неоном история о мести с участием киллеров, продажных копов, русской мафии и якудза. Тем же, кто не переносит насилие на экране, стоит ждать премьеру нового фильма Клода Лелуша – французский классик привезет в Канны уже третью по счету ленту из серии «Мужчина и женщина», которая принесла ему когда-то «Золотую пальмовую ветвь» и «Оскар». Наконец, на закрытии фестиваля покажут очередную лирическую комедию от авторов «1+1» Оливье Накаша и Эрика Толедано. В «Особенных» полюбившийся многим режиссерский дуэт расскажет о буднях социальных работников, которых сыграли звезды французского кино Венсан Кассель и Реда Катеб.
Сталлоне и Делон – почетные гости
«Золотую пальмовую ветвь» за вклад в киноискусство в этом году вручат Алену Делону – и это решение уже аукнулось руководству Канн шквалом критики. Дело в том, что Делон, который уже лет семь как перестал сниматься (последняя роль, что интересно, была в российской комедии «С новым годом, мамы!»), за последние годы не раз оказывался в центре внимания из-за своих высказываний, в которых оказывал поддержку националистической партии Франции, признавался в том, что бил женщин, и выступал против усыновления детей однополыми парами. Пока прогрессивная общественность негодует, представители фестиваля уклончиво замечают, что награждает Делона за то, что он является «легендарным актером и неотъемлемой частью Каннской истории».
К счастью, не Делоном единым. В Каннах в этом году будут чествовать еще одного ветерана киноэкрана – Сильвестр Сталлоне приедет на смотр с нарезкой из только что отснятого пятого «Рэмбо», где знаменитый персонаж боевиков вновь берется за оружие, чтобы вызволить подругу из лап преступной организации, занимающейся торговлей женщинами. Помимо этого, актер представит отреставрированную версию «Первой крови» и проведет мастер-класс для посетителей фестиваля.
Наконец, еще один приз за вклад в кинематограф – «Золотую карету» от Французского общества кинорежиссеров – вручат Джону Карпентеру, чьи «Хэллоуин» и «Нечто» оказали огромное влияние на развитие хоррора. В предыдущие годы этой награды были удостоены Мартин Скорсезе, Джим Джармуш, Вернер Херцог, Аьес Варда и другие.