Какие советские и российские фильмы получали награды на Каннском фестивале
Российская картина «Дылда» Кантемира Балагова, которая участвовала в программе Каннского фестиваля «Особый взгляд», получила приз за режиссуру и приз международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. Это уже вторая победа Балагова — в 2017 он получил приз ФИПРЕССИ за картину «Теснота». Time Out вспоминает достижения советского и российского кинематографа на главном европейском киносмотре.
«Великий перелом» Фридриха Эрмлера (1945)
1-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: Гран-при
Темы: Великая отечественная война, СССР, сталинизм, коммунизм
На первый послевоенный Каннский кинофестиваль в 1946 году СССР отправил фильм о Сталинградской битве. Жюри на награды не поскупилось — тогда фестиваль был не столько смотром, сколько большим праздником по случаю окончания Второй мировой войны. Гран-при тогда получили сразу 11 фильмов — в их число вошел и «Великий перелом». Картина Эрмлера была крайне осторожной — в кадре ни разу не прозвучало название города, за который ведется битва. Однако высшее руководство СССР, по большому счету главный кинокритик и продюсер в стране, фильм оценило — «Великий перелом» получил Сталинскую премию.
«Большая семья» Иосифа Хейфица (1954)
8-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: приз за лучший актерский ансамбль (Алексей Баталов, Борис Андреев, Борис Битюков, Николай Гриценко, Павел Кадочников, Борис Коковкин, Сергей Курилов, Сергей Лукьянов, Вадим Медведев, Николай Сергеев, Ия Арепина, Елена Добронравова, Лариса Кронберг, Вера Кузнецова, Клара Лучко, Екатерина Савинова)
Темы: пролетариат, семейные отношения
Фильм о трех поколениях семьи Журбиных собрал 16 «пальм» — по призу получил каждый из участников большого актерского ансамбля. В его состав вошел целый ряд будущих звезд советского кино — Алексей Баталов, Клара Лучко и Павел Кадочников. Как режиссер был номинирован и Иосиф Хейфиц, однако в итоге он уступил другому нашему соотечественнику — Сергею Васильеву, автору советско-болгарского фильма «Герои Шипки». В СССР «Большую семью» тоже приняли хорошо: фильм Хейфица получил теплый прием критиков и привлек в кинотеатры 26 миллионов зрителей.
«Сорок первый» Григория Чухрая (1956)
10-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: специальный приз за сценарий, гуманизм и романтику
Темы: Гражданская война, семейные отношения, антимилитаризм
В СССР лента столкнулась с целым рядом претензий. Одни говорили, что картину сделал именно Сергей Урусевский — оператор, которому принадлежат блестящие кадры пустыни. Позже сценарист «Сорок первого» Григорий Колтунов обвинил режиссера в искажении сценарного замысла. Однако, по словам киноведов, именно Чухрай разработал гуманистическую концепцию фильма, показал трагедию Гражданской войны, построив фильм на контрасте истории влюбленных и междоусобной, братоубийственной битвы.
«Летят журавли» Михаила Калатозова (1957)
11-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: «Золотая пальмовая ветвь»
Темы: Великая Отечественная война, антимилитаризм, советская интеллигенция, семейные отношения
«Летят журавли» произвел в СССР эффект «Левиафана». Фильма был признан «идеологически неправильным» и был раскритикован Никитой Хрущевым, однако вошел в учебники и вдохновил целое поколение кинематографистов — от Клода Лелуша и Андрея Кончаловского до Сергея Соловьева и Глеба Панфилова.
Разница между популярностью картины в Европе и Союзе была колоссальной. Во Франции «Летят журавли» стал хитом проката, в Канне завоевал главный приз, став единственным советским фильмом, который получал «Золотую пальмовую ветвь». А в СССР победу восприняли прохладно — новость удостоилась лишь небольшой заметки в «Известиях».
«Солярис» Андрея Тарковского (1972)
25-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: Гран-при, приз международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ
Темы: научно-технический прогресс, проблемы нравственности, внеземной разум, философия сознания
Через год после фестиваля «Солярис» вышел в советских кинотеатрах, где пользовался неизменным успехом — в ограниченном прокате фильм провел около 15 лет. Но, несмотря на любовь зрителей и одобрение кинокритиков, в историю вошел именно отзыв о фильме Станислава Лема, автора оригинального романа — он обозвал Тарковского дураком и после шести недель консультаций уехал обратно в Польшу. По словам писателя, космос режиссеру оказался противен и неприятен, в то время как у него в романе все было ровно наоборот.
«Сибириада» Андрея Кончаловского (1979)
32-й Каннский фестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: Гран-при
Темы: русская деревня, природа, поколения советских людей
Вокруг Гран-при для «Сибириады» произошел скандал, который уже мало кто помнит. Писательница Франсуаза Саган грозилась выйти из состава жюри, если Кончаловский не получит «Золотую пальмовую ветвь» вместе с «Апокалипсисом сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Как потом рассказывал Кончаловский, сам Коппола был не против такого варианта. Тем не менее, главный приз поделили «Апокалипсис сегодня» и «Жестяной барабан» Фолькера Шлендорфа, а «Сибириаде» пришлось довольствоваться Гран-при. Кроме того, у Кончаловского были шансы завоевать награду за режиссуру. Однако, по словам кинокритика Кирилла Разлогова, в этом ему помешала советская делегация и член жюри от СССР Роберт Рождественский, в чьи задачи входило не дать режиссеру получить приз.
«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994)
47-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: Гран-при, приз экуменического жюри
Темы: Гражданская война, сталинизм, репрессии
Жюри 47-го Каннского фестиваля, куда вошли Клинт Иствуд и Александр Кайдановский, отдало «Утомленным солнцем» второй приз — «Золотая пальмовая ветвь» ушла тогда новаторскому «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. Российская критика во многом разделила мнение жюри, признав фильм Михалкова старомодным и конъюнктурным. Отыгрались «Утомленные солнцем» на «Оскаре», где взяли золотую статуэтку в категории «Лучший иностранный фильм».
«Молох» Александра Сокурова (1999)
52-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: приз за лучший сценарий
Темы: природа власти, фашизм, Вторая мировая война
Появление фильма об Адольфе Гитлере в современной России могло бы стать беспрецедентным явлением, однако в конце 1990-х его восприняли со спокойной взвешенностью. Никто не обвинял режиссера в конъюнктуре и в оправдании фашизма. Сегодня уровень дискуссии вокруг «Молоха» поражает своим интеллектуальным уровнем. Собственно, Сокурова, особенно сейчас, после «Франкофонии» и «Фауста», воспринимают уже как европейского режиссера, что выводит его за пределы ставших будничными политических споров.
«Отец и сын» Александра Сокурова (2003)
56-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ
Темы: семейные отношения, гомоэротизм
В Каннах журналисты активно пытались вписать новый фильм Сокурова в фестивальную повестку и интересовались в первую очередь его гомоэротическим подтекстом. В ответ режиссер обвинил журналистов в пошлости и отверг подобные интерпретации его ленты. Однако в России этого как будто бы не заметили и включили «Отца и сына» в программы всевозможных квир-фестивалей. И все же российские кинокритики к режиссеру прислушались и постарались обойтись без гомосексуальных трактовок.
«Тюльпан» Сергея Дворцевого (2008)
61-й Каннский кинофестиваль
Программа: «Особый взгляд»
Награды: главный приз конкурса «Особый взгляд»
Темы: семейные отношения, национальная самоидентификация
Как ни странно, но кино о малых народах России представляется экзотикой не только в Каннах, но и у нас. Едва ли сегодня кто-то помнит полнометражный дебют Андрея Кончаловского «Первый учитель», да и недавние жемчужины авторского кино вроде «Небесных жен луговых мари» проходят мимо массового зрителя. Немногочисленные критики, который все же посмотрели «Тюльпан», фильм похвалили, а вот до зрителя он толком не добрался. В российских прокат он вышел через два года после фестивальной премьеры и собрал чуть больше тысячи долларов — даже в США фильм Дворцевого пользовался большим спросом.
«Елена» Андрея Звягинцева (2011)
64-й Каннский кинофестиваль
Программа: «Особый взгляд»
Награды: специальный приз жюри
Темы: социальное расслоение, семейные отношения, проблемы нравственности, постсоветская Россия
Третий фильм Звягинцева был обласкан как западной, так и отечественной критикой. «Елена» была названа одним из важнейших российских фильмов последних лет, но широкого общественного резонанса, какой получил «Левиафан», не добилась. Однако скорый выход фильма на малых экранах почти сразу после широкого проката стал настоящим событием. Казалось бы, далекие от авторского кино телезрители едва ли могли бы заинтересоваться новой работой Звягинцева, однако телевизионные показатели превысили самые смелые прогнозы.
«В тумане» Сергея Лозницы (2012)
65-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ
Темы: Вторая мировая война, проблема выбора, нравственная проблематика
К украинцу Сергею Лознице в российской прессе сложилось крайне противоречивое отношение. Сейчас, после премьеры его последней работы в Канне, в наших СМИ началась настоящая истерика. Дескать, фильм на фестивале провалился, поскольку зрители его освистали. Столь бурная реакция всегда была в Канне нормальным явлением, однако в случае с Лозницей она стала для журналистов красной тряпкой. Но «В тумане» вышел еще до полномасштабного российского-украинского конфликта, поэтому критики воспринимали его вне политического контекста.
«Левиафан» Андрея Звягинцева (2014)
67-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: приз за лучший сценарий
Темы: отношения Церкви и общества, природа власти, семейные отношения, клерикализация, проблемы нравственности
Фильм вызвал в России широкий резонанс, и слово «левиафан» стало нарицательным — синонимом беспредела властей по отношению к обычным людям. Помимо «вечных» вопросов фильм обнажил еще один, не самый очевидный — стоит ли выделять государственные деньги на производство подобных картин? Как бы там ни было, после «Левиафана» Министерство культуры стало осмотрительнее подходить к выбору претендентов на финансирование. Уверенная победа на «Золотом глобусе» и в Канне, а затем номинация на «Оскар» вызвали у российских зрителей противоречивые чувства. С одной стороны, фильм «наш» и за него нужно болеть. С другой же — столь острая и критически заряженная картина вызвала у ура-патриотов резкое отторжение.
«Ученик» Кирилла Серебренникова (2016)
69-й Каннский кинофестиваль
Программа: «Особый взгляд»
Награды: приз имени Франсуа Шале
Темы: клерикализация, религиозный радикализм, православный активизм, экстремизм
Учитывая неумолимую клерикализацию российского общества, «Ученик» мог вызвать не меньший скандал, чем «Левиафан». Однако литературная основа фильма Серебренникова — пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга — сделала его гораздо ближе европейскому зрителю, нежели отечественному. Отечественные критики отнеслись к «Ученику» довольно сдержанно и диагноза всей России в нем не увидели.
«Теснота» Кантемира Балагова (2017)
70-й Каннский кинофестиваль
Программа: «Особый взгляд»
Награды: приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ
Темы: распад семьи, национальная самоидентификация, еврейство, семейные отношения
«Теснота» — дебютный фильм молодого режиссера, снятый при поддержке студии Александра Сокурова «Пример интонации» и «Ленфильма». Критики, которые видели картину в Канне, отнеслись к ней крайне благосклонно — рейтинг на агрегаторе рецензий «Критиканство» составляет внушительные 95/100, что делает «Тесноту» одним из лучших фильмов 2017 года.
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева (2017)
70-й Каннский кинофестиваль
Программа: основной конкурс
Награды: приз жюри
Темы: распад семьи, проблемы нравственности, онемение общества
«Нелюбовь», очередной фильм Звягинцева, критики приняли традиционно положительно: отрицательные рецензии писали только постоянные нелюбители автора. Да и в новостных изданиях его никто не успел обвинить в русофобии: все повестки занял другой фильм о России — «Кроткая» украинца Лозницы. Поэтому и призу жюри, который абсолютно заслуженно получила «Нелюбовь», киношная общественность, конечно, порадовалась, хотя все хотели, чтобы фильм все же получил «Золотую пальмовую ветвь». Для нас она бы стала первой за 60 лет.