«Гори, гори ясно». Бесконечная шутка
Тори и Кайл живут в маленьком городке Брайтберн в Техасе, и они уже отчаялись завести детей. Однажды с неба падает инопланетный челнок с младенцем на борту. Супруги берут мальчика себе, называют Брайан, корабль прячут в сарае… и даже отдаленно не представляют, что натворили.
Тори и Кайл живут в маленьком городке Брайтберн в Техасе, и они уже отчаялись завести детей. Однажды с неба падает инопланетный челнок с младенцем на борту. Супруги берут мальчика себе, называют Брайан, корабль прячут в сарае… и даже отдаленно не представляют, что натворили.
Джеймс Ганн занялся этим проектом по сценарию своего брата Брайана еще до того, как грохнул страшный скандал с увольнением из Disney. Уволили Ганна, напомним, из-за некорректных педофильских шуток в твиттере, потом позвали обратно на радость фанатам – и теперь Джеймс спокойно работает над сценарием третьих «Стражей Галактики». А на экраны между тем выходит кино, которое очень сложно воспринимать в отрыве от этой истории – поскольку это кино о ребенке, который, войдя в пубертат и услышав голоса из светящегося красным подвала, получает сверхсилу и начинает методично уничтожать взрослых людей самыми варварскими способами.
С одной стороны, все это действительно великолепно снятая и мастерски придуманная шутка на тему Супермена, который вполне мог бы оказаться маньяком, но городку Смолвиль повезло. А городку Брайтберн – нет, так что их благословение с небес без всякой жалости потрошит людей и буквально размазывает их по земле ради собственного удовольствия. Надо отдать должное юному Джексону Данну: двенадцатилетнего суперманьяка Брэндона он играет так, что мурашки идут по коже. Мальчик идеально балансирует на грани между ребенком и чудовищем, его ошеломленный взгляд в сцене на охоте – один из лучших моментов картины. Это действительно прекрасная актерская работа, без которой кино бы просто не состоялось. Следует похвалить и режиссера Дэвида Яровески: фильм ужасов у него получился эффектный и местами действительно пугающий – хотя и насквозь штампованный. Но что поделаешь – такой жанр, и каждый любитель хоррора увидит в «Гори, гори ясно» не только визуальные отсылки к «Человеку из стали», но и минимум сто тридцать отсылок к фильмам о детях, в которых вселился черт знает кто – начиная с «Омена» и заканчивая «Дитя тьмы».
Собственно, вот тут и начинаются проблемы. Размягченный отсутствием новаторства в развитии очень старой темы, мозг начинает искать в фильме какую-то сверхидею – и неизбежно приходит к недавней истории с твитами Ганна. Преодолеть этот соблазн очень сложно, потому что чем дальше развиваются события в фильме, тем более предсказуемыми они становятся, а фигура Брайана обретает все более апокалиптические и гипертрофированные черты. Пубертат демонизируют не впервые. Дети, которые оказываются исчадиями ада – тоже не новость. Но в контексте истории о том, как один из самых успешных и талантливых режиссеров был просто уничтожен детоцентричным обществом, «Гори, гори ясно» наконец начинает представлять хоть какой-то особенный интерес.
Насколько этичным оказывается кино с такой точки зрения – оставим за скобками. В конце концов, подростки зачастую действительно ужасны, и любой взрослый это подтвердит. Да и в чистом развлечении 18+, где людям раскалывают череп пополам в сеттинге, намекающем на супергеройские фильмы, нет ничего плохого. Но в любом случае получается, что «Гори, гори ясно» – шутка то ли недостаточно хорошая, то ли затянувшаяся.