«Паразиты». Азиатское кино в топе
Премьера нового фильма культового корейского режиссера Пона Чжун-хо прошла в Каннах с затянувшимися пятнадцатиминутными овациями, прервать которые был вынужден сам кинематографист — зрители были готовы аплодировать ему бесконечно. После такого теплого приема всем стало ясно, что Пон Чжун-хо не уедет с Лазурного берега без приза, однако никто и предположить не мог, что Южная Корея сможет дорваться до главной награды.
В центре сюжета «Паразитов» типичная неблагополучная семья Ки-ву — муж, жена и двое детей — живущая где-то за гранью откровенной нищеты в старом сыром подвале. У них есть современные телефоны, но нет возможности заплатить за Wi Fi, поэтому они ловят его в соседнем кафе, скрючившись в три погибели на старом сломанном унитазе. Долгими дождливыми вечерами они собирают картонные коробки для пиццы, чтобы заработать себе на хлеб. В процессе — активно жалуются на нелегкую жизнь в бедном квартале и мечтают о лучшем будущем. В один прекрасный день их молитвы будто бы услышаны — старшему сыну предлагают должность репетитора для девочки из обеспеченной по южнокорейским меркам семьи Пак. С помощью поддельного диплома и модного западного имени «Кевин» мальчик втирается в доверие к богачам, постепенно внедряя в их роскошный дизайнерский особняк всю свою семью: мать он пристроил кухаркой, отца — шофером, а сестру — учителем рисования для младшего ребенка. По ходу дела выясняется, что у Паков тоже есть старый сырой подвал, который хранит свои мрачные секреты.
После неудачного каннского эксперимента с «Окчей», окончательный крест на котором поставило сотрудничество со стриминговой платформой Netflix, Пон Чжун-хо вернулся в родную Корею и снял неожиданно сильное остросоциальное кино с привычным сатирическим подтекстом, но уже без фантастического антуража. При этом режиссер не стал отказываться от своих излюбленных тем классовой борьбы и социального неравенства, а лишь подвел их под реалии современной Южной Кореи.
Как ни странно, у нового фильма Пона Чжун-Хо гораздо больше общего со скромным каннским шедевром Хирокадзу Корээда, чем с фильмами корейских соотечественников. «Паразиты» по структуре — это те же «Магазинные воришки», снятые в более циничном фильтре. Чжун-хо не тратит время на межличностные отношения персонажей, все больше углубляясь в откровенный фарс.
Возможно именно по этому «Паразиты» в общем контексте фестивальной программы выглядят предельно приземленным и простым кино (не чета многослойному корейскому «Пылающему», отхватившему в прошлом году утешительный приз ФИПРЕССИ), бьющим в лоб незатейливыми метафорами, которые просто не оставляют зрителю возможности для иных интерпретаций кроме той, что была заложена автором.
И все же «Паразиты» не лишены скромного очарования, львиная доля которого приходится на юмор — бескомпромиссный, обескураживающий, держащий в тонусе до самого финала. На протяжении всего фильма Пон Чжун-хо уверенно жонглирует жанрами, попеременно выдавая на экран то черную комедию, то семейную драму, то неожиданно разрывающий триллер, исполненный в лучших традициях жанра. При этом кинематографист даже не пытается удариться в мораль или, не дай бог, преподать какой-то жизненный урок своим героям — он искренне наслаждается происходящим на экране и предлагает зрителю разделить с ним это удовольствие.