10 отличных полнометражных мультфильмов для взрослых
Если вы не хотите идти на «Тайную жизнь домашних животных 2», но все-таки не прочь посмотреть хороший мультфильм, Time Out сделал подборку отличной мультипликации. В ней есть японские, американские и европейские, новые, старые картины — чтобы каждому нашлось, что посмотреть.
«Мой сосед Тоторо», 1988, реж. Хаяо Миядзаки
Если бы Ясудзиро Одзу дожил до наших дней и вдруг увлекся анимацией, то он бы скорее всего снял что-то вроде «Моего соседа Тоторо», вневременного гимна невинности детства. Как и, например, «Токийская история», «Тоторо» — это фильм, который признает, что жизнь состоит не только из плотных драматургических конструкций. Рассказывая историю примирения сестер Сацуки и Мэй с переездом и болезнью матери, Миядзаки никогда не спекулирует на ситуации в поисках дешевого пафоса и натужного сценарного конфликта. Да, у него самые серьезные намерения, но то, как легко он рассказывает об этой драме, то, к каким конструктивным и здравым выводам он приходит, вызывает улыбку, а у кого-то — даже слезу радости.
«Унесенные призраками», 2001, реж. Хаяо Миядзаки
В 2001-м кинокритик The Financial Times чуть не лишился работы, поставив «Унесенным призраками» шесть звезд (из положенных в его издании пяти). Должность он в итоге сохранил — что справедливо: этот оскароносный рог по-кэрролловски сновидческого изобилия действительно настолько хорош. Все ключевые элементы мира Хаяо Миядзаки на месте — от предпубертатной героини, которой придется смириться с неизбежной ответственностью взросления, до проклятого мальчишки-компаньона, ищущего избавления от чар. Но что делает этот мультфильм работой гения, так это его убежденность в силе собственных образов: Миядзаки не нужно ни ускорять монтаж, ни крутить камерой, ни подбавлять сентиментальности — драмой и без того светится каждый кадр.
«The Beatles: желтая подводная лодка», 1968, реж. Джордж Даннинг
Хотя этот чудесный трип The Beatles сквозь поп-арт-безумие Пепперленда пропитан наивно юношеским свободомыслием, одно из его главных достоинств — сдержанность, которая чувствуется в каждом кадре. Вышедшая на пике эры психоделиков, с актерами, озвучивающими ливерпульскую четверку, «Желтая подводная лодка» легко могла бы оказаться хиппарской безделушкой, но вместо этого она и вправду хранит верность духу Битлов, не ударяясь ни в дешевую романтику, ни в галлюциногенный сюр. Добавьте удивительный марихуанный юмор и некоторые из лучших песен группы конца 60-х — и получится фильм, лучше всего демонстрирующий необузданную силу анимации.
«Трио из Бельвилля», 2003, реж. Сильвен Шоме
Французская анимация всегда блуждала по тонкой грани между остроумием и откровенным безумием. Обе эти крайности сталкиваются в этой восхитительно ретроградской велосипедной басне, которая все время переключает передачи — с усталой галльской безмятежности к одуревшему, вертлявому городскому сумасшествию (не будем забывать, что французы без ума от короля такой комедии Джерри Льюиса). Тут есть ровно все, что нужно: топот мюзик-холла, киношные мафиози, киднеппинг на «Тур де Франс» — и все это разыграно с узнаваемо французским шармом.
«Южный парк: большой, длинный, необрезанный», 1999, реж. Трей Паркер
После первых двух сезонов «Южного Парка» казалось, что сериал выдохся: его создатели Трей Паркер и Мэтт Стоун уже не раз успели прокрутить привычную карусель рвотного юмора с участием малолеток и издевок над гиками. Все изменилось с выходом этого полнометражного мюзикла-шедевра, после которого сериал и превратился в тот безжалостный театр сатиры, равно политической и культурологической, каким мы знаем его сейчас.
Имейте в виду: 18+
«Могила светлячков», 1988, реж. Исао Такахата
Вторая мировая глазами японских детей — у Исао Такахаты получился фильм, достойный места в любом топе военного кино как такового.
«Команда фаст-фуд», 2007, реж. Мэтт Маелларо, Дэйв Уиллис
Упоительный сюрреалистический полный метр по мотивам одноименного сериала. Первый номер на районе, Джи. Их невозможно сбить с пути, им все равно, куда идти!
«ВАЛЛ-И», 2008. реж. Эндрю Стэнтон
Спустя 600 лет после того, как кончилась нефть, на Земле остались только миниатюрный мусороуборочный комбайн модели ВАЛЛ*И и его домашний таракан. Для механического Робинзона ВАЛЛ*И живет хорошо, даже замечательно — слушает записи Барбры Стрейзанд, смотрит «Хелло, Долли!» с ветхой VHS-копии и прилежно прессует промышленный мусор в аккуратные брикеты.
Так продолжается, пока в громах и молниях на свалку не десантируется подвижный высокотехнологичный модуль EVA, красивый как десять макбуков. Первое время EVA, как Клинт Иствуд, палит лазером во все, что движется, потом соглашается пройти в норку к ВАЛЛ*И, потом дает ему подержать манипулятор, потом окукливается — а после друзья летят в космический мегамолл подавлять бунт плохих машин.
«История игрушек», 1995, реж. Джон Лассетер
Первый и лучший из всех полностью компьютерных мультфильмов, «История игрушек» остается бриллиантом в пиксаровской короне. Более того, она столь близка к идеалу, что начинаешь подозревать, что в офис PIXAR завозят какие-то уникальные вещества. Остроумная, оригинальная, ритмичная, эта сага об одиссее игрушек в поисках родной детской приводит в чистый восторг.
Терри Гиллиам: «Это работа гения. После нее люди начали наконец понимать, в чем суть игрушек. У каждой из них собственный характер. В “Истории игрушек” есть кадр, поселившийся во мне навсегда, — когда Базз Лайтер выясняет, что он игрушка. Он стоит наверху лестницы, готовясь взлететь, — и камера отъезжает, показывая его крошечной пластмассовой фигуркой. За две секунды до того он был человеком с самым большим эго на свете… Это потрясает. И это один из десяти самых любимых моих фильмов вообще, точка».
«Персеполис», 2007, реж. Венсан Паронно, Маржан Сатрапи
Душераздирающий — и проникновенный — дневник девочки, живущей в реакционном Тегеране 70-х, — причем для передачи полноты чувств аниматорам здесь достаточно всего двух цветов.