«Люди Икс. Темный феникс». Несколько разгневанных мутантов

«Люди Икс. Темный феникс». Несколько разгневанных мутантов

Клара Хоменко   7 июня 2019
3 мин
«Люди Икс. Темный феникс». Несколько разгневанных мутантов

Люди Икс наконец-то живут в гармонии с обычными людьми. И все было хорошо до тех пор, пока во время миссии в космосе в Джин Грей не вселилась ужасная инопланетная сила, с которой она не может справиться. Последствия оказываются ужасными, среди мутантов опять начинается раскол – а между тем на Землю спускаются инопланетяне, которым тоже очень, очень нужна сила Джин Грей.  

 

Во время пресс-конференции в Москве режиссер Саймон Кинберг говорил о том, что, скорее всего, этот фильм станет последней частью франшизы в ее нынешнем виде. Собственно, это и понятно: уже «Дни минувшего будущего» путались в собственных конечностях, потом разверзся «Апокалипсис» – и стало ясно, что пора что-то менять. Создатели и пытались поменять, вставив в фильм актуальную повестку о женской ярости и женском же предназначении. Еще они сделали Чарльза Ксавье чуть ли не главным отрицательным персонажем – во всяком случае, таковым его считает исполнитель роли Джеймс МакЭвой. «Это кино о семье, – говорил он. – И в “Темном Фениксе" она разрушается, потому что Чарльз больше занимается политикой и меньше – своими детьми». Звучит впечатляюще – однако понять это все из фильма совершенно невозможно.  

По сути, Кинберг снял вариант «Мстители. Противостояние» – со всеми его многочисленными слабыми сторонами. Конфликт противоборствующих сторон, в особенности позиция Рейвен, выглядит весьма странно, причем настолько, что воплощением здравого смысла кажется Магнето. Памятуя его вечное «давайте убьем всех и воцаримся на горе», можно оценить масштаб катастрофы. Личная история Джин воздуха тоже не озонирует: в конечном итоге на ее руках оказывается слишком много крови, чтобы можно было все закончить милым отлетом в закат и новой табличкой на здании школы. Кроме того, Софи Тернер по-прежнему выглядит основной ошибкой франшизы: Джин Грей чуть ли не единственная, кто не выдерживает конкуренции со своим альтер-эго из киноцикла двухтысячных. Фактически у Тернер есть ровно два режима в этой роли: виктимность и попытка изобразить ярость. И последнее не получается. Зато у кого нет проблем с энергией и мастерством, так это у Джессики Честейн – и вот тут поневоле задашься вопросом, кто на самом деле должен был заменить Фамке Янссен в новой реальности.  

Все это очень портит картину даже без упоминания о том, какое количество простых смертных поубивали мутанты в своем очередном противоборстве. Конечно, экшен в «Темном фениксе» великолепен: чего стоит один только вагон метро, поднятый Эриком сквозь асфальт! Но в вагоне были люди, и количество жертв вступает в серьезное противоречие с идеей создателей о том, что изгоям, каковыми являются Люди Икс, следует сочувствовать, – равно как и почитать girl power. Однако, как это ни печально признавать, у феминизма в «Темном фениксе» настолько звериное и глупое лицо, что становится просто обидно за идею. Женщина права, потому что она женщина? Серьезно? 

С другой стороны, есть и хорошие новости. Местами Кинбергу очень удалась мрачная атмосфера и безусловно удались все сцены противостояния героев. Майклу Фассбендеру по-прежнему идет черное, а движения его рук грациозны до невероятия. Джеймс МакЭвой хорошо выглядит с бритым черепом и со слезами на глазах. Момент преображения Джессики Честейн из милой женщины в бездушное инопланетное чудовище хочется перематывать раз пять – ради наслаждения контрастом. Спецэффекты великолепны. Хронометраж в два с лишним часа искупается тем, что все это бестолковое, громокипящее и абсолютно неэтичное зрелище наконец-то добьет франшизу, которой давно пора сбросить оковы прежних достижений и нынешней путаницы – и двигаться дальше. Разве не прекрасно?