«Кинотавр». Старость не радость
Фестиваль «Кинотавр», которому в этом году исполнилось 30 лет — это все лучшее и худшее в российском кино. Тем и ценен. Time Out рассказывает о фильмах первых двух дней программы — ностальгических, магических и невыносимых.
«Троица». Пятьдесят оттенков манипуляции
Режиссер Ян Гэ
В ролях: Ян Гэ, Один Байрон, Георгий Бликштейн, Андрей Курганов
В мегаполисе, который с равным успехом может быть и Москвой, и Прагой, и Нью-Йорком, Марго собирается уйти от мужа Джорджа к любовнику Антону. Антон – ее темнокожий студент с кольцом в носу. Джордж – глубоко религиозный преподаватель со здоровым сексуальным аппетитом. А Марго – восточная женщина, которая не привыкла следовать собственным желаниям.
Ян Гэ – курьезная фигура в нашем кинематографе. Первый фильм уроженки Китая «Ню» получил спецприз жюри на прошлом ММКФ – при полном отсутствии драматургии, внятного сценария и хоть сколько-нибудь значимых актерских работ. В этом году картина актрисы «Гоголь Центра» и по совместительству звезды шоу «Голос» попала в конкурс «Кинотавра» и позиционируется как «кино не для всех», женский взгляд на проблему воспитания и разницу Запада и Востока в вопросе личных отношений. Что ж: это кино действительно не для всех – поскольку выдержать его сможет далеко не каждый.
Больше всего «Троица» напоминает экранизацию очень плохо написанного сетевого романа по мотивам фильма «Пятьдесят оттенков серого». Именно фильма – где смелые эротические сцены были заменены на раскатисто произносимое слово «трахаться». В «Троице» это слово кричат с экрана много, долго и со вкусом – но собственно до эротики дело не доходит даже там, где она была бы естественна. Зато камера то и дело фиксируется на особенно привлекательных частях тела Марго, роль которой исполняет сама Ян Гэ. Она же в качестве режиссера дарит нам совершенно незабываемый опыт совместного с героиней страдания: Джордж, вымолив у жены право заняться в ее присутствии хотя бы онанизмом, им занимается. Зритель же смотрит на неподвижное лицо Марго, пытаясь понять, где и когда настолько согрешил.
Говорить об актерской игре, режиссуре или операторской работе применительно к «Троице» не имеет ни малейшего смысла. Единственное, что создательницы этого фильма делают мастерски, так это профанируют тему женской независимости. Героиня, которая далеко не вчера приехала в европейский город, впадает в истерику после первой же неудачной попытки снять квартиру. Она с милой улыбкой принимает детскую зубную щетку с диснеевской принцессой, живет в доме бывшего супруга и вообще всячески демонстрирует свою беспомощность двум мужчинам, которые чувствуют себя обязанными обеспечить волшебное и желанное существо. Все это особенно раздражает на фоне заявлений о том, что история Марго, мол, вне времени и пространства – именно поэтому действие происходит в условном неузнаваемом городе, а фильм изначально снят на английском и переозвучен на русский специально для «Кинотавра». Алло, леди! Образ страдающей женщины-девочки не устарел только в качестве манипуляции людьми, которые бегают по квартире, вопя: «Что мне делать со своим членом?».