«Рокетмен». Песня длиною в жизнь
Музыкальный байопик о жизни и творчестве сэра Элтона Джона, прошедший через безжалостную цензуру в российском прокате, пока что является главным претендентом на звание лучшего фильма года. Жаль, что в итоге именно наши зрители вынуждены либо отказаться от просмотра картины, либо смотреть ее в кастрированном варианте.
Решение российской компании «Централ Партнершип» бесспорно вызывает миллионы вопросов, ведь «Рокетмену» изначально был присвоен рейтинг 18+, а в мире не найдется человека, который бы не знал, что Элтон Джон — открытый гей. Тем временем среди россиян бытует мнение, что та пара сцен, которая не добрались до отечественного проката, в целом не повлияла на художественную выразительность фильма, и цензура не испортит впечатления от просмотра.
А теперь давайте представим, что из вашей жизни вырезали первый сексуальный опыт (сцена гомоэротического содержания), затем убрали моменты, где вы пристрастились к опасной зависимости (кадры с употреблением кокаина), при этом оставив проблемы, из этого вытекающие. Худо-бедно вас довели до курса душевной психотерапии, примерив с самим собой и устранив все противоречия, однако оставили без заслуженного хэппи-энда (прокатчик вырезал и хронику с информацией о том, что Элтон Джон счастливо женат и воспитывает двух детей, рожденных суррогатной матерью). Выглядит не очень, правда? Именно по этой причине негативная реакция самого певца, как и людей, причастных к созданию фильма, на ситуацию с цензурой в нашем прокате вполне оправдана.
Более десяти лет Элтон Джон не мог найти студию, которая бы согласилась снять мюзикл о его жизни с рейтингом «для взрослых». Ситуация ухудшилась после триумфального успеха байопика о Фредди Меркьюри, который при наличии стерильного рейтинга PG-13 (в конце концов, мы говорим о жизни рок-звезды!), умудрился собрать в мировом прокате гигантскую кучу денег. К счастью, судьбоносное знакомство с Мэттью Воном позволило сэру Джону наконец-то исполнить свою давнюю мечту. Главную роль отдали подающему надежды и на редкость голосистому актеру Тэрону Эджертону (его вокальные способности можно оценить в мультфильме «Зверопой»), с которым Вон знаком со времен «Кингсмана». Постановку доверили Декстеру Флетчеру, на плечи которого легло «спасение» тонущего корабля под названием «Богемская рапсодия».
Несмотря на то, что оба фильма затрагивают одни и те же темы — 70-е, тернистый путь к славе, поиск сексуальной самоидентичности, проблемы с наркотиками — «Рокетмен» и «Богемская рапсодия» бесконечно далеки друг от друга. Во многом потому, что новый фильм Декстера Флетчера даже не пытается быть байопиком в привычном его понимании: он удивительно гибок в отношении непосредственного фактажа биографии Элтона Джона. «Рокетмен» — это в первую очередь фантазийный мюзикл с мощным флешбеком в эпоху Золотого Голливуда. В нем все красиво танцуют и поют: маленьких вокальных партий удостаиваются даже Джейми Белл и Брайс Даллас Ховард, играющие роли второго плана. Сам Эджертон на протяжении всего фильма меняет более восьмидесяти различных сценических образов, и один из самых запоминающихся — образ Рокетмена, в котором он буквально летит на встречу звездам. При этом китчевость, как неотъемлемый признак стиля певца, в картине выглядит удивительно гармонично и, контрастируя с подавленным душевным состоянием артиста, подчеркивает его.
Вооружившись высоким рейтингом, Флетчер не побоялся раскрыть душевные раны своего героя, показав сложные и противоречивые моменты его жизни. Именно в этих сценах культовый артист неожиданно становится близок простой публике, в эти моменты все мы и каждый из нас — Элтон Джон. Построение подобного эмоционального мостика в сердце зрителя — это одновременно ужасно простой и необычайно тонкий способ завоевать его симпатию.
Эта душевная откровенность всместе с яркой визуальной экспрессией превращает «Рокетмена» в завораживающе живое и искреннее кино, пропитанное теплом и любовью, противостоять которым просто невозможно. Да и, по правде говоря, не очень хочется.