«Кинотавр». Секс, развод и девяностые
Программа «Кинотавра» в этом году очень четко разделилась на кино мужское и женское, о разборках и отношениях, о войне и семье. Time Out рассказывает о внезапно возникшем контексте – и лучших фильмах программы за прошедшие несколько дней.
«Верность». Поговори с ней о сексе
Режиссер Нигина Сайфуллаева
В ролях: Евгения Громова, Александр Паль, Алексей Агранович, Марина Васильева.
Другая востребованный гинеколог — Лена — обнаруживает в телефоне своего мужа Сережи, театрального актера, подозрительные смски. Вместо того чтобы спросить прямо, что происходит, Лена решается на измену с первым встречным.
Парадоксальным образом «Верность» кажется сюжетно схожей с «Давай разведемся», но на профессии героинь сходство исчерпывается. В 2014 году Нигина Сайфуллаева представила на «Кинотавре» «Как меня зовут» – насквозь пропитанную эротикой картину о притяжении между двумя юными девушками и взрослым мужчиной. Теперь тема женской сексуальности вновь в центре внимания режиссера, только в гораздо более дистиллированном виде. Там, где Пармас громит гендерные стереотипы, Сайфуллаева ищет ответ на вопрос о том, почему секс в нашем обществе до сих пор «про то, что нельзя». В особенности если дело касается женщины.
В этом кино много эротических сцен – красивых, чувственных, органичных, прекрасно снятых, отлично сыгранных Александром Палем и Евгенией Громовой, которые едва ли не четверть фильма проводят обнаженными. Экранная откровенность только подчеркивает отсутствие откровенности между супругами: Лена не в состоянии поговорить с мужем, Сергей не в состоянии следовать желаниям жены. Для нее важна верность. Для него – осознать, что его жену может хотеть кто-то другой. Но примирить эти две вещи оказывается невозможно: воспитание и комплексы обоих вопиют к небесам.
История вечно немой героини кажется до боли знакомой по многочисленным примерам из жизни. Эта немота возникает из-за того, что женщине не дано право относиться к сексу как к чему-то естественному, чего можно хотеть, требовать и получать свободно и без угрызений совести. Прекрасно, что Нигина Сайфуллаева пытается прервать этот порочный круг, показывая конфликт желаний и воспитания. Плохо то, что избавиться от душевной боли с помощью случайного секса невозможно. Это лекарство без серьезной психотерапевтической помощи способно обернуться саморазрушением, так что раскрепощение Лены в финале, мягко говоря, вызывает вопросы еще большие, чем отсутствие в картине каких-либо примет реальной жизни. Тем не менее, попытка отразить в российском кино проблему подавленной женской сексуальности заслуживает уважения. Возможно, в другой раз будет лучше.