Почему в Москве закрываются клубы
Несколько музыкальных площадок в последнее время одна за другой объявили о закрытиях. Time Out разбирается, почему это произошло и чего ждать дальше.
Пять лет назад мы уже публиковали материал с аналогичным заголовком — тогда на фоне финансового кризиса за короткий промежуток времени сразу несколько важных для города клубов объявили о закрытии.
Что стало с теми площадками? Объединение Arma17 и позднее закрывшаяся «Рабица» теперь участвуют в Mutabor. Monasterio проводит масштабные вечеринки — ближайший 40-часовой рейв начнется 21 июня. Gipsy работает, «Культ» жив в сердцах, «Солянка» празднует дни рождения в «Лебедином озере» и недавно поддерживала концерт Dave Harrington Group.
В конце прошлого года началась новая волна закрытий, которая только в последнее время, к счастью, поутихла. Было ли это цепью случайностей — и почему вообще так происходило?
Rodnya
Что это было Клуб на территории Artplay, открытый на месте архитектурной мастерской, поначалу развивал образовательные мероприятия и кинопоказы — и в целом функционировал как площадка для творческого объединения, где проходили концерты и диджей-сеты. Позднее Rodnya стала главным московским техно-клубом — как раз когда закрылась Arma17 и пока не открылась «Рабица». Позже Rodnya была известна в первую очередь рейвами MEETS, которые проводили в начале каждого сезона. В этом клубе начинали RAD, позднее превратившиеся в лейбл «ГОСТ Звук»; здесь проходила первая вечеринка Discipline; тут устраивали мероприятия The Volks, участвующие в открытии Mutabor — и в целом в Rodnya развивались и хорошо проводили время многие важные для местной электронной сцены промоутеры, диджеи и музыканты.
Сколько просуществовал Восемь лет — несколько раз клуб приостанавливал деятельность, но в конце прошлого года закрылся окончательно.
Почему закрылся Здание, где находился клуб, решили перестраивать.
Что дальше Сергей Фадеев, основатель и экс-владелец клуба, продолжает заниматься фестивалем Signal — главным российским выездным электронным опен-эйром, развившимся в серию городских событий.
«Наука и искусство» («НИИ»)
Что это было НИИ определял себя как «мультифункциональное пространство для кросс-культурных экспериментов» и изначально задумывался как площадка для самых разнообразных мероприятий, включая выставки и концерты авангардной музыки. Но больше всего тут было именно вечеринок, особенно при участии музыкантов, представляющих лейблы вроде John’s Kingdom, Udacha, Klammklang и прежде всего «ГОСТ Звук». «НИИ» внес большой вклад в развитие самосознания российской электронной музыки — артисты, которые здесь выступали, были самобытными и не местечковыми, а публика, которая приходила, оказывалась открытой к новому.
Сколько просуществовал Четыре с лишним года.
Почему закрылся Как сообщили представители клуба, он не закрылся, а переехал в связи с решением «изменить структуру жизнедеятельности, пересмотреть формат и расширить команду». Так или иначе, в здании на Наставническом «НИИ» больше нет.
Что дальше В ближайшее время планируется проводить шоукейсы клуба на дружественных площадках, а ближе к пятилетнему юбилею создатели обещают провести открытую презентацию и на ней «представить и доработать» очертания нового «НИИ». На месте «НИИ» теперь работает RNDM.
Pluton
Что это было Цех действующего завода превратился в «экспериментальную культурную площадку» усилиями агентства Main In Main, фестиваля Synthposium и клуба Powerhouse . У Pluton были неортодоксальные вечерние и ночные программы: здесь, с одной стороны, выступали независимые музыканты любых жанров, уже переросшие тот же Powerhouse, но пока не готовые штурмовать большие площадки; и в то же время проводились очень подходящие пространству техно-вечеринки.
Сколько просуществовал Чуть больше полутора лет.
Почему закрылся Как рассказывали основатели Pluton, у них никак не складывался диалог с заводом, на территории которого находился клуб. Среди причин назывались отсутствие долгосрочной аренды, лицензии на алкоголь, запрет на ночные события и отмены мероприятий в последний момент — якобы или нет по требованию органов.
Что дальше Приятные воспоминания и продолжение жизни в Powerhouse.
Shop & Bar Denis Simachev
Что это было Бар дизайнера Дениса Симачева — центр притяжения московских модников. Услышать здесь можно было как русскую попсу 90-х, в китчевом контексте приобретавшую новое значение, так и по-настоящему актуальных электронных музыкантов вроде Hunee и Рона Морелли. Некоторые лучшие московские диджеи — среди них Леонид Липелис — считали «Симачев» своим вторым домом и выступали регулярно.
Сколько просуществовал Двенадцать лет.
Почему закрылся Собственник здания выставил его на продажу.
Что дальше Судя по всему, ничего — со здания сняли хохлому, а эпоха «Симачева» сама собой подошла к концу. Финальные вечеринки гремели четыре дня, а дальше — опять же лишь воспоминания.
RNDM
Что это было Бар с бургерами и коктейлями на Китай-городе, где играли техно, хаус и драм-н-бас.
Сколько просуществовал Полтора года.
Почему закрылся В апреле клуб опубликовал на фейсбуке сообщение: «Власти в лице префектуры и прокуратуры ЦАО все-таки нашли решение против нас, и сегодня в Басманном суде принята самая «жесткая» мера против нас с приостановлением нашей деятельности. Мы прошли многочисленные проверки, «облавы» и травлю нашего заведения со стороны некоторых личностей, новостных медиа и властей, но, к сожалению, «басманное правосудие» поставило точку в нашей работе!» В интернете можно найти документ, из которого следует, что проблемы у клуба возникли из-за «нарушения тишины и покоя граждан в ночное время».
Что дальше Новая жизнь — RNDM не закрылся, а переехал в здание, где раньше располагался клуб «НИИ».