Большая поэзия нашего кино. Какие фильмы «Кинотавра» надо ждать в прокате
Итоги юбилейного «Кинотавра» не то чтобы удивляют: критики выбрали кино сильное, зрители – жанровое, а жюри – искреннее и во многом неожиданное. Time Out же констатирует: программа в этом году оказалась довольно яркой и запоминающейся — и рассказывает о картинах-лауреатах и о том, какие фильмы просто нельзя пропустить в прокате. Да, иногда эти позиции не сходятся.
«Выше неба»
Режиссер Оксана Карас
Приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль – Виктория Толстоганова
В прокате с 27 июня.
Папа, мама и две юные дочери приезжают отдыхать в загородный пансион. У старшей девочки Саши (Таисия Вилкова) – тяжелый порок сердца, но, как и все восемнадцатилетние, она хочет свободы и любви. У родителей между тем тяжелый кризис: отец (Алексей Агранович) заглядывается на юную подругу дочери Риту (Дарья Жовнер) фактически на глазах у матери (Виктория Толстоганова). А тут еще на берегу находят труп…
Сказать, что картина не впечатлила критиков – значит не сказать ничего. Начинаясь как солнечная мелодрама о юношеской любви, «Выше неба» переходит в плоскость социального высказывания о семейном насилии и делает это максимально неуклюже. Сырой сценарий Екатерины Мавроматис очень плохо сочетает драму, подростковое кино и детектив, а у Оксаны Карас не хватает режиссерского видения, чтобы исправить эти огрехи. В результате фильм то и дело разваливается на части, а герои то появляются, то проваливаются в небытие. Яркий пример — младшая сестра Саши в исполнении Полины Виторган нужна, кажется, только для того, чтобы пару раз эффектно потрясти ягодицами, ну и еще ради сцен с обнаженной грудью.
Груди будут по ходу фильма возникать еще не раз – видимо, чтобы привлечь в кинотеатры зрителей-мужчин. «Выше неба» вообще кино, полное откровенной мизогинии, что очевидно в родительской линии, и талант актеров здесь только подчеркивает проблему. Виктория Толстоганова играет не просто токсичную мать – ее героиня помешана на идее сохранения мужа любой ценой, за что в результате и платится. Но в фильме нет ответа на вопрос, почему бесконечно обаятельный, обожаемый дочерями папа с грустными глазами сенбернара четырнадцать лет не имел понятия о здоровье собственного ребенка. Более того – вопрос даже не ставится. Вместо этого кино демонстрирует нам жалкую и жестокую женщину, разоблачение которой наконец-то дает возможность почти святому герою Аграновича уйти из семьи.
Фильм Оксаны Карас откровенно проваливает попытку поговорить о важных вещах – о том, как наследуются женские стереотипы поведения, о моральном насилии и физической жестокости. Это плохо склеенный набор красивых кадров, которые хорошо смотрелись бы в глянцевом журнале, это ничем не примечательные роли молодых актрис, на фоне которых Виктория Толстоганова выглядит максимально выдающимся образом. Для режиссера «Хорошего мальчика» — отнюдь не лучший результат.