Большая поэзия нашего кино. Какие фильмы «Кинотавра» надо ждать в прокате
Итоги юбилейного «Кинотавра» не то чтобы удивляют: критики выбрали кино сильное, зрители – жанровое, а жюри – искреннее и во многом неожиданное. Time Out же констатирует: программа в этом году оказалась довольно яркой и запоминающейся — и рассказывает о картинах-лауреатах и о том, какие фильмы просто нельзя пропустить в прокате. Да, иногда эти позиции не сходятся.
«Сторож»
Режиссер Юрий Быков
В прокате с ноября 2019 года
Сторож по имени Влад (Юрий Быков) живет один в закрытом профилактории со своей собакой. Однажды он находит ее на воротах —повешенной. В тот же день ворота сносит нетрезвая женщина Вера (Алла Юганова) на внедорожнике, а следом за ней приходит ее муж Стас (Владислав Абашин). Оба они в бегах от очень нехороших людей, с которыми Стас раньше вел дела. Сторож дает им убежище, даже не приняв платы за постой.
У «Сторожа» нет ни одной награды, что и неудивительно. Юрий Быков – это российский Дэвид Эйр: любой его хороший фильм – удачная совокупность его же хронических недостатков. И как Эйр всегда снимает одну и ту же историю о тесном сообществе, противостоящем всему миру, так Быков рассказывает о мире, где нет правды и добра, а любой правильный выбор приводит к катастрофе.
«Сторож» не стал исключением из правил. Здесь есть все, за что любят и ненавидят Быкова: бандиты, ужасы русской жизни, затянутый хронометраж и непременно безысходный финал. В первые же пять минут герой хоронит повешенную собаку и собирается вешаться сам – классика! И все-таки это самый жизнеутверждающий фильм режиссера. Необратимо изувеченные собственными поступками, виной и жестокостью, герои Быкова умудряются найти в себе силы на самопожертвование, на любовь, на жалость. «Сторож» — история о покаянии и взаимопомощи, которые хоть и не меняют ситуацию глобально, но делают чуть менее холодным и заброшенным пространство вокруг. Уже что-то.