Итоги театрального сезона
Подходит к концу сезон 2018–2019 — самое время вспомнить, какие громкие события произошли в театральном мире за последний год, и проанализировать, как изменится театральный ландшафт в грядущем сезоне.
Смерть Дмитрия Брусникина
Что случилось: 9 августа 2018 года в преддверии нового сезона скончался актер, режиссер, педагог Дмитрий Брусникин, ученики которого в последние годы покорили всю театральную Москву. За несколько месяцев до этого, в мае, Брусникин был назначен директором «Практики», а всего за два дня до трагического события вышел приказ о введении в театре двуначалия, которого так добивался режиссер: его самого перевели на должность художественного руководителя, а директором стал Борис Мездрич.
Что последовало: В октябре было объявлено, что преемницей Брусникина станет его вдова Марина Брусникина, также актриса, режиссер и педагог. Именно ей предстояло воплотить все задуманное и сделать из продюсерского центра, каким «Практика» являлась последние пару лет, театр с внятной художественной программой — и это ей удалось. Сезон получился крайне плодотворным: зрителям представили восемь премьер (в их числе ставший блокбастером «Человек из Подольска Сережа очень тупой»), а также запустили лабораторию «Практика постдраматурга» и музыкальное направление, исследующее возможности диалога между новой академической музыкой и драматическим театром.
Марина Брусникина © Михаил Брацило
Чего ожидать: Продолжения выбранного курса — новых постановок по современным пьесам, зрительских хитов с «брусникинцами», экспериментов, изучающих границы театра как вида искусства. В новом сезоне 17 ноября, в день рождения Дмитрия Брусникина, планируется открытие посвященного его памяти Международного фестиваля актуальной драматургии. Программу первого фестиваля составят постановки по документальным текстам.
Назначение Эдуарда Боякова художественным руководителем МХАТа им. М. Горького
© ИТАР-ТАСС/Сергей Фадеичев
Что случилось: 4 декабря 2018 года по решению Министерства культуры Татьяна Доронина, больше тридцати лет возглавлявшая МХАТ на Тверском бульваре, перешла на почетную должность президента театра. Новым худруком стал один из самых успешных театральных продюсер «нулевых» Эдуард Бояков, а его заместителями по творческим вопросам и по литературной части — режиссер Сергей Пускепалис и писатель Захар Прилепин соответственно.
Что последовало: Новость о смене худрука отозвалась громко: консерваторы объявили, что «либерал» Бояков развалит один из последних оплотов русского репертуарного театра, прогрессивная же часть театральной общественности возликовала, что хоть какая-то жизнь в МХАТе им. Горького затеплится, — пусть даже под руководством одиозных Боякова и Прилепина. За прошедшие полгода театр стал значительно чаще мелькать в информационных сводках: то новый худрук введет «сухой закон» или объявит о сотрудничестве с Росгвардией, то поклонники Дорониной напишут очереднуют петицию против реформатора Боякова. Увы, этими скандалами пока затмеваются новости художественные: премьеры Андрея Кончаловского, Руслана Маликова и Сергея Пускепалиса знаковыми событиями московского театрального сезона не стали. Впрочем, уже сам факт появления на афишах новых режиссеров не может не радовать.
Чего ожидать: Перемен внешних и внутренних. Настаивающий на наличии у России собственного пути развития, Бояков все же волей-неволей смотрит в сторону Запада и собирается превратить МХАТ в творческий кластер европейского толка, открытый зрителям с самого утра и предлагающий не только театральный досуг. Изменится кадровая политика — труппу за исключением народных артистов переведут на срочные контракты, что, с одной стороны, позволит обновить актерский состав, с другой, чревато новыми скандалами. До сих пор не создан обещанный художественный совет во главе с Татьяной Дорониной, которая уже полгода не появляется в театре из-за болезни. Репертуар в новом сезоне должны пополнить постановка по роману Евгения Водолазкина «Лавр», новая драма «Парикмахерша», посвященный расстрелу семьи Романовых «Государев венец», новогодняя сказка «Снежная королева», а также два восстановленных спектакля отцов-основателей МХАТа — «Синяя птица» Станиславского и «Три сестры» Немировича-Данченко.
Дело «Седьмой студии»
Что случилось: Начавшееся еще в мае 2017-го, дело «Седьмой студии» было передано в суд в начале текущего театрального сезона. Художественный руководитель Гоголь-центра Кирилл Серебренников, директор РАМТа Софья Апфельбаум, директор ярославского Театра драмы им. Федора Волкова Юрий Ютин, продюсеры Алексей Малобродский и Екатерина Воронова, бухгалтер Нина Масляева были обвинены в хищении 133 из 214 миллионов рублей, выделенных государством на проект поддержки современного искусства «Платформа» в 2011–2014 годах.
© Влад Докшин / «Новая газета»
Что последовало: Судебный процесс обещал затянуться: прокуратура представила к рассмотрению 258 томов уголовного дела. На протяжении полугода три раза в неделю в суде собирались обвиняемые, адвокаты, следователи, свидетели, театральная общественность и журналисты, подробно освещавшие каждое заседание. К февралю стало очевидно, что в деле слишком много несостыковок, а 133 миллиона, которые, по версии следствия, были похищены, — цифра абсурдно большая. В апреле Серебренникова, Апфельбаум и Итина отпустили под подписку о невыезде, выделенное в отдельное производство дело Масляевой вернули в прокуратуру, а по основному делу «Седьмой студии» назначили новую экспертизу. 16 апреля — уже лично в руки — Серебренников получил две «Золотые Маски» за «Маленькие трагедии» и «Нуреева», премьеры которых прошли в его отсутствие. Всего за полтора года домашнего ареста режиссер выпустил два фильма, два драматических и четыре музыкальных спектакля.
Чего ожидать: Окончания дела в новом театральном сезоне. На заседании 17 июня стало известно, что повторная экспертиза будет готова только к середине августа. Едва ли она поставит в этом изматывающем деле финальную точку, но хочется надеяться, что новая оценка расставит все по своим местам и сможет приблизить фигурантов к тому моменту, когда они будут вспоминать прошедшее как страшный сон.
Попытка объединения Волковского и Александринского театров
Что случилось: 27 марта 2019-го, в День театра, министр культуры Владимир Мединский объявил, что два старейших российских театра будут объединены в один театральный комплекс. Инициатива исходила от художественных руководителей обоих учреждений — Евгения Марчелли и Валерия Фокина, высказывавшихся за создание единого бренда «первый национальный театр». За объявлением последовало бурное обсуждение и осуждение. Ярославцы во главе с губернатором Дмитрием Мироновым и директором театра Алексеем Турукаловым восприняли происходящее как попытку лишить область одного из важных предметов гордости. Большая часть театрального сообщества также выступила против, предположив, что слияние лишит Волковский как экономической, так и художественной независимости и может стать началом новой волны «оптимизации» государственных культурных учреждений.
Волковский театр
Что последовало: Уже через день глава правительства Дмитрий Медведев приостановил действие приказа министра культуры. В ответ на критику Марчелли объяснил, что альянс обеспечил бы нуждающемуся в этом Волковскому более широкие финансовые возможности и выход на европейский уровень. Также выяснилось, что Минкульт планировал выделить Первому национальному театру площадку в Москве — здание в Коломенском, строившееся как филиал МХТ им. Чехова. 8 апреля в Союзе театральных деятелей в Москве состоялось обсуждение проекта объединения, по итогам которого было опубликовано открытое письмо с предложением отменить приказ и присвоить Театру им. Федора Волкова статус особо ценного объекта культурного наследия, обеспечив дополнительное финансирование. Предложение было услышано — Владимир Путин поручил правительству подготовить соответствующий указ к 1 сентября.
Чего ожидать: По-видимому, Первый национальный театр на базе Александринки все же будет создан и получит московскую площадку, но уже без союза с ярославцами. В начале июня Псковский театр драмы им. А. С. Пушкина во главе с Дмитрием Месхиевым объявил о желании объединиться с Александринкой под новым брендом и тем самым приобрести федеральный статус — идея уже была одобрена губернатором, псковским отделением СТД и худруком петербургского театра Валерием Фокиным. Можно предположить, что под «федеральное» крыло Первого национального захотят войти и другие провинциальные театры, стремясь обеспечить свое настоящее, но рискуя самостоятельностью в будущем.
Что касается Волковского, то, несмотря на ожидаемый статус особо ценного объекта культурного наследия, его будущее туманно. В театре разворачивается конфликт между художественным руководителем Евгением Марчелли и новым директором Алексеем Туркаловым, пришедшим на эту должность в декабре 2018-го. Он сменил фигуранта дела «Седьмой студии» Юрия Итина, у которого во время нахождения под домашним арестом истек срок полномочий. Марчелли обратился с письмом к Владимиру Мединскому и сообщил, что Турукалов следит за сотрудниками театра и угрожает несогласным увольнением. Также в мае стало известно, что областная прокуратура проводит проверку контрактов театра, заключенных в 2018 году, пока Марчелли в отсутствии Итина исполнял обязанности директора. Вероятно, в новом сезоне театру следует ждать кадровых перестановок.
Арест Александра Калинина, директора БТК
Что случилось: 17 апреля по подозрению в получении взятки был арестован директор петербургского Большого театра кукол Александр Калинин. В театре прошли обыски, 62-летний директор был отправлен в СИЗО.
Что последовало: Дело Калинина, начавшееся практически сразу после освобождения из-под домашнего ареста фигурантов дела «Седьмой студии», стало неожиданным ударом. Именно Калинин, возглавляющий БТК с 2001 года, пригласил на пост худрука Руслана Кудашова, и благодаря их совместным усилиям театр полностью обновился, стал успешным, его постановки завоевали множество наград. С апреля петербургское театральное сообщество борется за изменение меры пресечения для Калинина и помещение его под домашний арест в связи с его слабым сердцем.
© Пресс-служба Большого театра кукол
БТК даже провел «митинг» с участием кукол в защиту своего директора, однако суд оставил его в СИЗО, как минимум, до 17 июля. Не помогло даже то, что обвиняемый признал фактические обстоятельства дела и его родственники начали возмещать ущерб.
Чего ожидать: Как и в случае с делом «Седьмой студии» (да и любым другим российским судебным делом), сложно прогнозировать исход, особенно в свете того, что во время расследования подробности не подлежат обнародованию.
Назначение Константина Богомолова художественным руководителем Театра на Малой Бронной
Что случилось: В конце мая московский Департамент культуры объявил, что режиссер Сергей Голомазов, возглавлявший Театр на Малой Бронной последние десять лет, покидает свой пост, а с 25 июня новым худруком назначается Константин Богомолов.
Что последовало: Это назначение было столь логичным шагом, что новость прошла почти что буднично. С октября прошлого года Голомазов взял на себя руководство Рижским русским театром и через некоторое время стало понятно, что жить на две страны и совмещать две руководящие должности, для него слишком сложно. Богомолов, в свою очередь, давно заявлял, что готов возглавить какой-нибудь московский театр: одно время сообщалось, что для него построят театр на ЗИЛе, совсем недавно ходили слухи, что после смерти Олега Табакова он примет руководство Табакеркой. Последний год Богомолов всячески избегал резких высказываний и усиленно показывал власти свою лояльность — в частности, стал доверенным лицом Сергея Собянина — поэтому назначение его худруком было просто делом времени. Придя на новую должность, режиссер поступил как мудрый и опытный дипломат, успокоив, что революций устраивать не намерен. В последовавших затем интервью Богомолов обещал попробовать завоевать доверие всей труппы, приглашать ставить лучших режиссеров, отпускать артистов на съемки — делать все, чтобы театр стал успешным и по-хорошему буржуазным.
Чего ожидать: Театр Богомолову достался, однако, непростой: до 2007 года на Малой Бронной тридцать лет заправлял директор Илья Коган, выживший из театра ни много ни мало восемь главных режиссеров, включая, например, Эфроса и Женовача, и все это не могло не сказаться на состоянии труппы. Голомазов влил в нее новую кровь в лице выпускников своего курса, пытался вывести театр из медийного сумрака, поставив спектакль для телезвезды и своей ученицы Настасьи Самбурской, однако застой так и не преодолел. Ситуацию осложняет и то, что здание на Малой Бронной ждет ремонт и осенью театр должен будет перебраться в ДК на Яузе. Богомолов обладает двумя преимуществами: во-первых, он популярен, а значит вслед за ним в театр потянутся новые зрители, и, во-вторых, обладает редкой способностью находить подход к актерам самых разных школ и поколений. Так что будущее Малой Бронной выглядит оптимистичным. Свои планы Богомолов должен озвучить на открытии сезона 1 августа.