Рецензия на фильм «Дитя робота»
Болезни, голод и экологические катастрофы человечество все-таки доконали: последний из рода Homo Sapiens отправился к праотцам. Правда, ученые успели подстраховаться: они построили бункер, где ждут своего часа 63 тысячи человеческих эмбрионов. За их рождение отвечает большеголовый андроид, который, впрочем, не торопится приступать к своим должностным обязанностям. Вместо того, чтобы возрождать людскую расу, он (точнее, она) воспитывает одного единственного ребенка – девочку. Робот-мать дарит ей игрушки, печет пирожки и читает Канта – в общем, ведет себя, как образцовая мамочка. Но доченька подрастает и начинает потихоньку бунтовать: например, интересоваться тем, что происходит за стенами бункера, куда ее не пускают…
«Дитя робота» Гранта Спьютора (в оригинале «I am mother») – отличный пример того, как можно снять вполне вменяемую и смотрибельную фантастику, имея в кармане всего полтора цента. Во всяком случае, авторы сумели провернуть этот трюк с помощью двух актрис, одной локации и минимальной компьютерной графики, которая им понадобилась для пост-апокалиптического пейзажа, состоящего из трех сгоревших березок. Для жанра, который считается одним из самых затратных в киноиндустрии, такой минимализм и такой бюджет – настоящий подвиг.
Тем не менее, других столь же безоговорочных плюсов у фильма нет. Подобные сюжеты – тропа исхоженная. Апокалипсис, возрождение человечества из пробирки, «прелесть» общения с искусственным интеллектом – за последние лет десять проектов на эту тему появилось чуть больше, чем миллион. А ничем оригинальным «Дитя робота», к сожалению, похвастать не может: он вполне стандартный по всем фронтам. Мир будущего, который ограничен стенами стерильно-скучного бункера, так же стерильно-скучен, как и его стены: в нем нет никаких ярких фишечек, примет времени или артефактов, за которые могла бы зацепиться фантазия.
С другой стороны, центральная тема фильма — «отцы и дети». Металлическая мамочка опекает новую Еву, с которой должен возродиться человеческий род, запрещает ей высовывать нос из бункера, оберегает ее от излишней информации и так далее. И вот это уже более интересно, чем виртуальные экраны, загорающиеся в воздухе и морально устаревшие лет двадцать назад. Потому что в поведении робота-няни угадываешь стремление некоторых родителей оградить свое чадо от внешнего влияния, которое в итоге превращает ребенка в лабораторную мышь, запертую под колпаком.
Однако вопрос о границах родительской опеки довольно быстро сворачивается, и персонажи начинают говорить о другом: о выведении породы идеальных людей, о рождении сверхчеловека и прочее. Правда, тема белокурой бестии тоже толком не развивается: авторы ее только обозначают, боясь, видимо, перегрузить подростковую аудиторию противоречивыми рассуждениями о сложностях бытия. Таким образом, в философские глубины «Дитя робота» не ныряет, предпочитая барахтаться на поверхности.
Зато есть в фильме несколько смешных моментов, связанных с логическими дырами: например, внезапно выясняется, что страшнее мыши зверя нет. Ибо сверхмощная цивилизация андроидов чуть было не гибнет… от острых зубов, которые ненароком перегрызают проводку, снабжавшую электричеством известный нам бункер. После этой хвостатой диверсии, для которой потребовался только маленький серый грызун в количестве одной штуки, свет в инкубаторе гаснет, жизнь замирает, а робот-мать не может «проснуться». Авторы, вы серьезно?!
В общем, для фильма, премьера которого состоялась на «Санденсе», «Дитя робота» выглядит бледновато. Однако в период летнего «безрыбья» прокатные шансы у релиза есть: фантастика, путь и бюджетная, всегда будет на гребне волны зрительского интереса. Тем более при всех минусах провальным этот проект все-таки не назовешь: он просто безлик и стандартно-стерилен – точь-в-точь как стены бункера, в котором заперта его героиня.