Щукин и 7 неожиданных выставок этого лета
Time Out рассказывает о самых увлекательных летних выставках, на которые захочется пойти даже в такую жару. Тарковский в окружении художников-нонконформистов, Гиляровский в новом прочтении, средневековая Библия и современные акварели, современные сны, советский модерн и платье в горошек — и все это на фоне великолепной коллекции Щукина.
«Свободный полет»: художники нонконформисты и кинематограф Тарковского
Когда: 21 июня — 22 сентября 2019
Где: Новая Третьяковка на Крымском валу
Ни на что не похожий музей Анатолия Зверева, самого необычного художника советского подполья (сокращенно «AZ-museum»), открывает масштабную выставку вокруг главного человека в отечественном авторском кино — Андрея Тарковского, его предпочтений, удач и неосуществленных замыслов. На выставке через инсталляции и набор аутентичных экспонатов той эпохи — шедевров тогда не признаваемого искусства — будет восстановлен дух времени, в котором выпало работать создателю «Андрея Рублева», «Соляриса», «Сталкера» и «Ностальгии». Андрей Тарковский сумел работать, не замечая языка советского кино, благодаря своему пристрастию к музыке и живописи. Даже популярным тогда Бахом он умел вдохновляться как-то иначе — и о таком его особенном взгляде на творчество, свободном, от всего отстраненном и абсолютном самостоятельном, рассказывает выставка.
«Москвоморфозы»: самый современный взгляд на Москву
Открытие выставки-фестиваля: начало июля
Где: Центр Гиляровского
Это уникальный подход к истории города и его жизни — экспозиция будет рождаться буквально на наших глазах. Фестиваль откроется уже в июле, но даже сейчас для самих организаторов это выставка с открытым финалом: еще не завершился отбор лучших фотографов и визуализаторов, которые сумеют передать неповторимую ауру Москвы. Выставка будет проходить в самом тематическом месте — центре Гиляровского. Экспозиция будет воссоздана буквально по страницам известной книги «Москва и москвичи» и даст возможность прогуляться по основным главам: Большая Дмитровка, Хитровка, Неглинная, Трубная, Театральная площадь и Сухаревская площадь.
«Щукин. Биография коллекции»
Когда: 17 июня — 15 сентября
Где: ГМИИ им. А.С.Пушкина
1913. Зал Матисса в особняке С.И. Щукина
Самая ожидаемая выставка этого лета. Борис Щукин был коллекционером со вкусом, и в его умении находить шедевры не сомневался даже Илья Репин, чью ретроспективу в Третьяковке щукинская выставка перекрыла, не оставляя шанса на реванш. Обменявшись с Эрмитажем на коллекцию Морозова, Пушкинский музей таким образом восстановил историческую справедливость — но только на три летних месяца.
Увидеть всю коллкцию в том в объеме, в каком ее задумывал Борис Щукин — впечатляющая возможность, которая не оставит равнодушными ни искушенных любителей модерна, ни случайно заглянувших посетителей с выставки Репина. Это общая для всех радость — прикоснуться к шедеврам, отобранным Щукиным, и разделить его надежды на абсолютное раскрепощение искусства. А примеры того самого раскрепощения можно увидеть в соседних залах, на параллельной выставке «Коллекция Луи Виттона».
«Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев»
Когда: 26 июня — 6 октября
Где: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Подробнее
Пискатор — не средневековый мистик, а вполне благополучно процветавший издательский дом XVII века. Из-под его пресса появилось печатное издание библии и так широко разошлось по Европе, что достигло боярских палат при дворе царя Алексея Михайловича, благословлявшего такое религиозное просвещение, потакавшего иконописи и религиозному возрождению. Как напишет Александр Пушкин, «под Романовыми Россия отдыхала» — отдыхала и наслаждалась прекрасно иллюстрированной библией Пискатора. На выставке можно не только увидеть иллюстрации, но и приобрести академический каталог.
«Выставка «Путешествие в провинцию»
Когда: 13 июня — 22 сентября
Где: Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
Россия начинается с окраин — и тем, кто засиделся в городе в летнюю жару, будет приятно увидеть ее в акварелях современных художников. Эта выставка — редчайший шанс побывать в подклете дворца в Коломенском и одним глазком взглянуть, как выглядит «былое величие», о котором так много говорят.
«Генератор случайных снов»
Когда: 19 июня — 04 августа
Где: Дом Гоголя
Если вы считаете, что никто не знает России лучше Гоголя, вы заблуждаетесь, и выставка современных художников это прекрасно покажет. Энергетика гоголевской конторки и Никитского бульвара, на котором Пьер Безухов наблюдал комету, соединяются в одну художественную картину под сводами усадьбы, где можно выпить итальянский кофе и поблуждать по галереи сновидений, математически названной «генератором». Выставка должна быть особенно интересна тем, кто в теме современного искусства, как рыба в океане снов и успел побывать в МАММ на «VR: новые законы искусства» с участием проектов Марины Абрамович.
«ВДНХ в моде: 1939-2019»
Когда: 29 мая — 29 сентября
Где: ВДНХ
Безумие этого лета: ВДНХ снова в моде! Выставка весь год отмечает свое восьмидесятилетие, и к лету парк подготовил почти костюмированный бал сатаны — свою биографию в интерьерах моды и стиля.
Ситцевые платья в цветочек и горошек — первое, что приходит на ум, когда представляешь себе шестидесятые и пятидесятые. Одни могут здесь побывать в декорациях Хуциева, а другие — погрузиться в ностальгию по детству. Но в любом случае, визит обещает быть долгим и на свежем воздухе. Из всех выставок этого лета это, возможно, единственная экспозиция, на которую можно прийти без особенных ожиданий и просто погулять.
«Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство»
Когда: 30 мая — 15 сентября
Где: Музей им. Щусева
Как рванула Москва в высотупо сравнению с тем временем, когда закладывался первый камень в основание ВДНХ, даже футуристам не снилось. О темпах этого безудержного строительства и его пионерах расскажет летняя выставка в музее Щусева: «Пионеры советского модерна». Под барабанную дробь настоящий шехтелевский модерн уходит в прошлое, теперь под строительство закладывают массивные леса и возводят высотные здания. Человек покоряет небо и придавливает землю, стирая исторический облик и закрывая церкви Алексея Михайловича — новые идеалы и новая эстетика определяют градостроительство.
После выставки имеет смысл прогуляться по ВДНХ, чтобы биография парка накладывалась на историческое основание, но и по самому Щусевскому музею можно пройтись, как по парку, разглядывая чертежи, схемы и фотографии.