10 актеров, которые стали отличными режиссерами
Ни для кого не секрет, что многие актеры, по мере своего вхождения в киноиндустрию, начинают пробовать себя в разных ролях. Некоторые становятся продюсерами, другие — начинают писать сценарии. И лишь немногие находят силы и желание, чтобы снять собственный фильм.
Time Out подготовил для вас список из 10 актеров, которым удалось стать выдающимися режиссерами.
Кевин Костнер
Кевин Костнер на вручении премии «Оскар», 1991 год
Фильмы: «Танцующий с волками»
Американский актер Кевин Костнер находился на самом пике актерской славы, когда решил попробовать себя в качестве режиссера. Его дебютный фильм «Танцующий с волками», сюжет которого разворачивается во время Гражданской войны в США, стал настоящим кинематографическим феноменом — он получил сразу семь премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшего режиссера, лучший сценарий и лучшую работу оператора. «Танцующий с волками» стал первым вестерном, удостоенным такого количества авторитетных наград. Впоследствии Костнер снял еще два фильма, которые, однако, его дебют превзойти так и не смогли.
Бен Аффлек
Бен Аффлек на съемках фильма «Прощай, детка, прощай»
Фильмы: «Прощай, детка, прощай», «Город воров», «Операция «Арго»
На заре своей карьеры Бен Аффлек получил «Оскар» за сценарий драматического фильма «Умница Уилл Хантинг», который был написан в соавторстве с его коллегой и по совместительству лучшим другом Мэттом Дэймоном. Этот момент ознаменовал начало золотой эпохи в жизни Аффлека — его начали приглашать в крупные и потенциально коммерчески успешные проекты, такие как «Армагеддон», «Влюбленный Шекспир», «Перл-Харбор». Однако в начале нулевых карьера молодого актера начала давать крен не в ту сторону: проще говоря, хороших фильмов в его копилке становилось все меньше.
Тогда Бен вспомнил о своем первом «Оскаре» и встал по другую сторону камеры. Его дебютной работой, главную роль в которой исполнил младший брат Кейси Аффлек, стал фильм «Прощай, детка, прощай» — мрачный психологический триллер с сильным и запоминающими финалом, который ставил важный морально-этический выбор перед героями. Третий режиссерский проект Аффлека «Операция «Арго» закрепил за ним статус по-настоящему сильного и перспективного режиссера: фильм был удостоен сразу трех премий «Оскар», в том числе за лучшие фильм и сценарий.
Джоди Фостер
Фильмы: «Бобер», «Финансовый монстр», эпизоды «Карточного домика» и «Черного зеркала»
После триумфального успеха «Молчания ягнят» Джоди Фостер, уже будучи весьма опытной и востребованной актрисой, сняла свой первый фильм «Маленький человек Тейт». Картина была тепло встречена западной прессой и собрала хорошую кассу в прокате, но не более. В 1995 году Фостер сняла свой второй фильм «Домой на праздники», после чего на долгое время сконцентрировалась на актерской карьере. После шестнадцатилетнего перерыва актриса неожиданно вновь вернулась к работе режиссера, сняв надрывную трагикомедию «Бобер» о мужчине, переживающим кризис среднего возраста (одна из ярчайших ролей Мэла Гибсона).
В данный момент Фостер работает в основном на телевидении: она сняла несколько эпизодов для сериалов «Карточный домик» и «Оранжевый — хит сезона». Кроме того, она поставила эпизод «Архангел» в антологии «Черное зеркало».
Джордж Клуни
Фильмы: «Признания опасного человека», «Мартовские иды», «Субурбикон», а также эпизоды «Уловки-22»
Дебютным фильмом Джорджа Клуни стала экранизация мемуаров Чака Бэрриса под названием «Признания опасного человека». Сценарий к картине написал великий Чарли Кауфман. В своей автобиографии Бэррис рассказывал о том, как был завербован ЦРУ и стал наемным убийцей. «Признания опасного человека» попали в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля, по итогам которого Сэм Рокуэлл, исполнивший главную роль в фильме, был награжден Серебряным медведем за лучшую мужскую роль. И все же, фильм весьма слабо показал себя в прокате, несмотря на любовь критиков и простых зрителей. Последующие картины Клуни-режиссера были куда более успешны: «Доброй ночи и удачи» и «Мартовские иды» получили сразу несколько номинаций на «Оскар», впрочем, так ни в одной и не выиграли.
София Коппола
Фильмы: «Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария-Антуанетта», «Роковое искушение»
София Коппола дебютировала в кино именно в качестве актрисы, несмотря на то, что ее режиссерские работы сейчас гораздо больше на слуху. Одна из ее самых известных актерских работ — роль в третьей части «Крестного отца». В целом, Софию можно заметить во многих фильмах Фрэнсиса Форда Копполы («Изгои», «Бойцовская рыбка», «Пегги Сью вышла замуж»).
Первой полнометражной картиной Софии Копполы стала драма «Девственницы-самоубийцы», которая продемонстрировала ее явный режиссерский талант и мастерство работы с камерой. И, несмотря на то, что ее следующий фильм «Трудности перевода» считается более успешным, «Девственницы-самоубийцы» по сей день остаются весьма впечатляющим режиссерским дебютом.
Клинт Иствуд
Фильмы: «Мосты округа Мэдисон», «Непрощенный», «Таинственная река», «Малышка на миллион», «Чудо на Гудзоне»
Легендарный голливудский актер Клинт Иствуд начал снимать свои первые фильмы еще в начале семидесятых годов, не отвлекаясь, собственно, от съемок в многочисленных вестернах, принесших ему мировую славу и зрительскую любовь. Его дебютный фильм «Сыграй мне перед смертью» был, как ни странно, триллером. Джессика Уолтер, сыгравшая главную женскую роль, получила номинацию на «Золотой глобус».
И все же, по-настоящему заявить о себе в качестве режиссера Иствуд смог лишь в девяностых годах, когда на экраны вышел «Непрощенный». Картина была удостоена сразу нескольких премий «Оскар», в том числе за лучшую режиссерскую работу. Как оказалось, Иствуд-режиссер уже не собирался останавливаться: в последующие годы он снял целый ряд знаковых картин, среди них «Таинственная река», «Малышка на миллион», «Гран Торино».
Чарли Чаплин
Фильмы: «Огни большого города», «Великий диктатор», «Малыш», «Новые времена», «Огни рампы»
Одна из самых выдающихся фигур кинематографа — Чарли Чаплин — делал первые шаги к успеху в роли актера. Его первые картины «Зарабатывая на жизнь», «Детские автомобильные гонки», «Жестокая, жестокая любовь» помогли Чаплину не только заявить о себе, но и определиться с выбранным образом. В «Детских автомобильных гонках» он впервые примерил на себя образ Бродяги.
Чаплин довольно быстро перешел от участия в съемочном процессе к производству своих собственных картин. Одни из его главных работ «Огни большого города», «Новые времена», «Огни рампы» стали настоящей классикой кинематографа.
Мэл Гибсон
Мэл Гибсон на съемках фильма «Страсти Христовы»
Фильмы: «Страсти Христовы», «Храброе сердце», «Апокалипсис», «По соображениям совести»
Гибсон никогда не боялся браться за монументально сложные картины, которые, казалось бы, выглядели совершенно неподъемными даже для более опытных кинематографистов. Среди его главных работ, как правило, выделяют «Храброе сердце», «Апокалипсис» и «Страсти Христовы». Однако режиссерский дебют Гибсона произошел еще в начале 90-х годов: картина под названием «Человек без лица» так и осталась одной из самых непримечательных в его послужном списке.
Грета Гервиг
Грета Гервиг на съемках фильма «Леди Берд»
Фильмы: «Леди Берд», «Маленькие женщины»
Грета Гервиг принимала активное участие в производстве кино еще задолго до выхода «Леди Берд»: начинающая актриса никогда не оставалась в стороне, периодически выступая соавтором или сопродюсером некоторых фильмов. Первая работа с нью-йоркским режиссером Ноа Баумбахом в картине «Гринберг» принесла Гервиг номинацию на премию «Независимый дух» за лучшую женскую роль. Следующие несколько лет эти двое неоднократно работали вместе.
В 2017 году Гервиг, наконец, смогла заняться собственной режиссерской работой. И, несмотря на то, что производство «Леди Берд» прошло не так гладко, как хотелось бы, фильму удалось по-настоящему «выстрелить» и закрепить за Гервиг статус талантливого постановщика, фильмы которого ждут с особым трепетом.
Джон Фавро
Фильмы: «Повар на колесах», «Железный человек», «Железный человек-2», «Книга джунглей»
Американский актер Джон Фавро начинал как не самый востребованный и не самый запоминающийся актер в мелких телевизионных проектах. Сейчас он — один из самых высокооплачиваемых режиссеров Голливуда. Благодаря знакомству с Винсом Воном Фавро получил возможность поработать с Дагом Лайманом над фильмом «Тусовщики», в котором выступил не только в роли актера, но и в качестве соавтора и продюсера. «Тусовщики» собрали неплохую кассу в прокате, а Фавро, почувствовав запах успеха, начал активно заниматься реализациями собственных идей, порой не очень удачных.
В 2001 году Фавро выпускает свой первый фильм, естественно, с Винсом Воном в главной роли. Картина под названием «Все схвачено!» не вызвала диких восторгов, но позволила Фавро развивать свои режиссерские амбиции. После выхода картин «Эльф» и «Затура: Космическое приключение» к Фавро пришло настоящее признание: его картина «Железный человек» стала суперхитом, собрав, по тем временам, невиданные полмиллиарда долларов в прокате.