7 страхов, из-за которых родители не отдают детей в балет
Занятия балетом развивают координацию, осанку и гибкость, помогают лучше фокусироваться и учат самодисциплине. Но родители, напуганные рассказами о жутких травмах, изнуряющих диетах и бесконечных репетициях, не спешат вести мечтающего о сцене Большого Театра ребенка в балетную школу. Time Out решил выяснить, так ли опасно это занятие на самом деле.
Разобраться, насколько беспочвенны сложившиеся вокруг занятий балетом страхи, помогут профессиональные балерины: Екатерина Шипулина, Народная артистка России, прима-балерина Большого театра и художественный руководитель ЦБШ Pre-Академия, и Ирина Федотова — артистка балета Большого театра и исполнительный директор ЦБШ Pre-Академия.
Страх 1: У ребенка не будет времени на учебу
Ирина Федотова: «Если ребенок серьезно занимается балетом, это, действительно, потребует много времени. Но при этом наблюдается очень интересный эффект: дети, которые занимаются в балетной школе, как правило, начинают учиться лучше, чем сверстники. Это происходит потому, что балет развивает координацию, а вместе с этим улучшаются функции работы мозга, скорость реакции, память. А еще «балетные» дети оказываются куда более дисциплинированными: балет учит порядку и собранности, поэтому такие детки, к примеру, очень редко могут прийти в школу без домашнего задания».
Страх 2: Балет — это травмы и стертые в кровь ноги
Екатерина Шипулина: «Это одна из самых распространенных балетных «страшилок». Я сама прихожу в ужас, когда вижу эти фотографии ступней с синими пальцами и кровавыми мозолями. Чтобы такого добиться, надо очень сильно постараться. Сейчас пуанты шьются по новым технологиям, у них мягкие вставки и специальные вкладыши, которые защищают пальцы. Да, конечно, всякое бывает, можно натереть ногу, но вероятность этого в балете ничуть не выше, чем в занятиях спортом или в обычной жизни. А чтобы детская нога не деформировалась, важно помнить, что до 11 лет детям категорически нельзя вставать на пуанты, потому что в это время происходит формирование костей и суставов. В методике, которую мы используем в ЦБШ Pre-Академия, это прописано очень четко: до 11 лет — никаких пуант».
Ирина Федотова: «Травмы есть в любом виде физической активности, будь то спорт, балет или художественная гимнастика. Но есть и обратная сторона: от регулярных занятий укрепится мышечный корсет, суставы станут более подвижными, ребенок научится управлять своим телом, появится растяжка и гибкость, а это, в свое очередь, приведет к тому, что травм станет меньше».
Страх 3: Детей учат непрофессиональные педагоги
Екатерина Шипулина: «Это опасение родителей небеспочвенно. Действительно, сегодня в Москве появляется очень много самодеятельности, открываются студии, где преподают люди, очень далекие от балета. Они не только никогда не танцевали, но даже не заканчивали училище, а прошли какие-то курсы и, почему-то, считают себя вправе учить детей. Родители, не будучи профессионалами, не могут оценить результаты занятий, потому что у них нет понимания, как должно быть. И они продолжают оплачивать эти уроки. Очень важно перед тем, как отдать ребенка в балетную школу, тщательно изучить преподавательский состав».
Ирина Федотова: «Педагог должен быть обязательно практикующим — таким, который сам танцевал на большой сцене. Каждое движение, которое показываешь ребенку, должно быть прочувствовано, пережито на собственном опыте. Только в этом случае ты будешь знать, что сказать ребенку, чтобы его тело тоже выполнило это движение. В команде ЦБШ Pre-Академия как раз работают такие люди — не только профессиональные артисты балета, но и педагоги с многолетним стажем, которые умеют находить подход к детям».
Страх 4: Ребенку придется сидеть на строгих диетах
Екатерина Шипулина: «Это еще один популярный миф про артистов балета. Нет, никакими диетами они себя не изнуряют, а едят то же самое, что и все обычные люди. Что касается детей, то у них только формируется обмен веществ, и в этот период очень важно не «ломать» их, чрезмерно ограничивая в чем-то, или, наоборот, заставляя есть то, чего они не хотят. Важно дать возможность организму самому выстроить подходящую ему систему. Некоторые дети в раннем возрасте могут быть полненькими, но, как правило, за счет регулярных занятий их фигура быстро становится стройной. Из-за высокой физической нагрузки все съеденное очень быстро сгорает, так что нередко балерины едят даже больше, чем обычные люди».
Страх 5: Балет «ломает» характер ребенка
Ирина Федотова: «В балете нет террора, но подход достаточно строгий. Это совершенно необходимо там, где важен результат, потому что это помогает двигаться дальше. Если от ребенка не требовать, он будет делать так, как ему хочется. Педагог для того и нужен, чтобы направлять. Зато у детей вырабатывается терпение, целеустремленность, самодисциплина, выносливость — те качества, которые очень помогают и в жизни. Например, моему педагогу сейчас 81 год. Несмотря на это, она каждый день в театре кроме понедельника, с 11 утра до 11 вечера: смотрит все спектакли, ведет репетиции, чувствует себя свежо, бодро и выглядит прекрасно».
Страх 6: Балет — только для тех, у кого есть врожденные данные
Ирина Федотова: «Есть два фактора, которые невозможно в ребенке развить: это музыкальность и правильные пропорции. Балет для тех, кто слышит музыку, «немузыкальный» ребенок не сможет танцевать. А пропорции — это узкие бедра, длинные руки и ноги, тонкая шея. Все остальное: прыжок, координацию, растяжку и выворотность — можно развить на занятиях».
Страх 7: Карьера в балете — это вечная конкуренция, соперничество и козни
Екатерина Шипулина: «Этот стереотип во многом сформирован тем, что показывают в современных фильмах о балете: якобы, все друг друга ненавидят, так и норовят сделать подлость, подставить, подкладывают стекла в пуанты и так далее. В этих фильмах наш вид искусства показывается с очень неприятной стороны, и это на девяносто девять процентов выдумки. Конечно, артист балета — непростая профессия, для которой нужен сильный характер, воля к победе, крепкие нервы. Тут есть борьба за место под солнцем, и везде, где есть карьерный рост, бывают зависть и интриги, но в балете этого ничуть не больше, чем в любой другой сфере».