Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома»
Питер Паркер (Том Холланд) после подвигов по спасению мира и пятилетнего пребывания на том свете снова возвращается к жизни обычного школьника. Главный жизненный вопрос – как признаться в любви ЭмДжей (Зендайя) и не получить отказ. Между тем Земля опять в опасности: в разных частях света появляются элементали земли, воды и огня, а сражаться с ними может только Мистерио (Джейк Джилленхолл), гость из параллельной вселенной. Нику Фьюри срочно нужен Человек-паук. А Человеку-пауку надо понять, достоин ли он быть наследником погибшего Тони Старка.
Разговаривать о фильмах Marvel становится сложнее с каждым разом: эта вселенная становится все более самодостаточной как явление поп-культуры, все больше замыкается на себе и все меньше имеет отношение, собственно, к киноискусству. В новом «Человеке-пауке» это видно как-то особенно отчетливо по нескольким причинам, но прежде всего за счет иронии, которую проявляют создатели по отношению к самим же себе. Запутанные сюжетные ходы, обилие безумных спецэффектов и полное отсутствие логики «совсем заврались», как сказал бы Ник Фьюри. И чтобы донести до зрителей соль этой шутки, ему даже не надо подмигивать. Ведь главный злодей в этот раз не пришелец и не ополоумевший гений, а просто ловкий обманщик в костюме с датчиками, и на подхвате у него сценарист, художник по костюмам и спец по визуальным эффектам. Мистерио в слегка безумном исполнении Джейка Джилленхолла строит свои иллюзии со знанием дела: все не то, чем кажется, даже Ник Фьюри больше не доминанта.
Возможно, это лучшая шутка нового кинокомикса, который, ничего не стесняясь, строит по сути фильм внутри фильма, примеряет на Питера Паркера маску венецианского шута и откровенно хохочет над всем – даже над детским горем фанатов Тони Старка. С другой стороны, режиссеру Джону Уоттсу и его команде, кажется, удалось то, что до сих пор получалось только у Ганна и Вайтити – органично сочетать всепроникающий юмор с серьезными вещами. «Человек-паук» всегда был историей сироты. В очередной части киновселенной Питер не только переживает смерть Тони Старка, от которой никуда не деться, но и внезапно находит поддержку и помощь там, где не ожидал. Да и зрители, честно говоря, не ожидали – учитывая, во что превратились характеры Хэппи и Тони в «Человек-паук. Возвращение домой». Но таковы уж законы Marvel-вселенной: она слишком велика, и если хоть чей-то характер не оказался походя сломан об колено во имя общего кассового блага, это можно квалифицировать как чудо. В этот раз досталось Фьюри, но он дрейфует в сторону «комичного мазафаки» вместе с Сэмюэлем Л. Джексоном последние два года, так что, можно сказать, никто не пострадал.
В остальном второй «Человек-паук» не выбивается из вселенной. Более того – он идеально вписан в нее благодаря фигуре Джона Фавро и лицу Роберта Дауни-младшего, которое смотрит на Питера и на зрителя буквально с каждой стены. С них все когда-то началось, и тот факт, что новый фильм во многих деталях – трибьют Железному Человеку, ничего не портит. Наоборот, придает зрелищу нежную ноту ностальгии – ушла эпоха. «Вдали от дома» хорош именно поэтому: печаль соседствует в нем с юмором, шутки для своих – с шутками для случайно зашедших, а вся модная пост-пост-пост-ирония никак не противоречит Стэну Ли и Стиву Дитко, которым посвящается это кино.
Традиционные претензии к сценарной части уничтожаются безумным шоу Мистерио: кажется, Крис Маккена и Эрик Соммерс сами отлично все понимают. Том Холланд по-прежнему идеален для роли дружелюбного соседа и хорошего мальчика, а Зендая, если так пойдет дальше, станет еще одним подтверждением того, что Marvel-вселенная отлично умеет находить своих героев где угодно. Добавить к этому великолепные по традиции визуальные эффекты, и мы получаем отличный летний блокбастер, способный и повеселить, и развлечь, и растрогать.