Мультисезонный костюм: Шелдон Купер
Плотно подсели на «Детство Шелдона»? Свежо смотрится после вымученных финальных сезонов оригинальной «Теории большого взрыва», но давайте признаемся: в мини-Шелдоне все же не хватает того, «взрослого» Джим-Парсонсовского Шелдона. Сегодня Time Out организует небольшой флешбэк – покопается в платяном шкафу любимого героя.
Бакалавр, доктор и магистр наук, искусств и философии, и просто нелюбимое дитя восточного Техаса с нетривиальным именем Шелдон Ли Купер и ведет себя с другими человеческими особями нетривиально. Фанатами высказывалось мнение (и исполнитель роли не отрицает), что Шелдон страдает синдромом Аспергера – видом расстройства аутистического спектра, при котором когнитивные способности остаются на уровне, но за субъектом наблюдается некоторая зацикленность на привычных ритуалах и роде занятий. На это указывают привычки Шелдона предложить расстроенному человеку горячий напиток, есть тайские блюда только по определенным дням недели, сидеть на совершенно конкретной части дивана и т.д. Сам Ганс Аспергер, психиатр и педиатр, называл своих пациентов «маленькими профессорами» (что мы сейчас и наблюдаем в спин-оффе). Такие люди становятся выдающимися музыкантами, лингвистами, математиками или… физиками-теоретиками.
Актер Джим Парсонс, получивший за своего самовлюбленного гика четыре премии «Эмми» и один «Золотой глобус», проникся Шелдоном сразу, как только прочитал сценарий пилотной серии: «Серьезно? Этот парень? Да, это точно я!»
Шелдон Купер стопроцентный «аспи» и в вопросах – к-хм, к-хм – стиля. Двенадцать сезонов «ТБВ» одно и то же, не снимая. Под «стилем» подразумевается ежедневная земная оболочка доктора Купера. Большую часть времени он одет достаточно необычно для высокоперспективного ученого «за тридцать», впрочем, как и его собратья по сериалу. Униформа у каждого практически неизменная (независимо от погоды и времени года), но с узнаваемыми характерными элементами – на манер сверхфункциональных костюмов комиксных супергероев, ярыми поклонниками которых является вся четверка чудаковатых ученых. Всех будто еще мама одела в пятом классе, а как переодеваться, не сказала. И сменку с собой не дала.
Конкретно на Шелдоне:
- Однотонный (реже полосатый) лонгслив с рукавом «три четверти», поддетый под цветастую футболку с принтом.
- Чуть мешковатые – учитывая комплекцию владельца – откровенно пенсовские брюки. И тут он, надо отметить, оказался разумнее своих кумиров, что спасают мир сплошь в тесных колготах.
- Наверняка невероятно удобные и суперпрактичные, но столь же пенсовские городские полуботинки, напоминающие обувь для боулинга.
- Неумение распознавать сарказм – собственность модели.
Лонгсливы, брюки и обувь тут вообще не важны. Важны футболки. Шелдон Купер суть футболка (как «Дэрил Диксон есть жилет»). Это уже целый отдельный пласт поп-культуры – футболки Шелдона. Его сосед по квартире Леонард как-то отметил: Шелдон – это «восьмидесятилетний старик в футболке пятнадцатилетнего».
Прежде, чем свет увидел мерчевую футболку с логотипом рок-группы или изображением супергероя, этот предмет одежды претерпел непростые метаморфозы. В последней четверти XIX века нечто визуально схожее с современной t-shirt вырезали из бельевого комбинезона на пуговицах, union suit (знаете, такой с кокетливой дверкой под крестцом) – отделяли брючины и рукава. Пуговиц эта оборвашка лишилась на рубеже веков, в американо-испанскую войну, и стала популярна на флоте как подформенный слой. В 1930-е морскую моду подхватили студенты-спортсмены. Понимание, что футболку можно носить не как нижнее белье, а как вполне самостоятельный топ, в мозг массам залил Марлон Брандо, прямо из фильма «Трамвай “Желание”» в 1951 году. А бум надписей, ярких принтов и разводов белизны пришелся на Вудсток (1969) и последующее десятилетие.
Судя по принтам на большей части футболок Шелли, как героя зовет мама, он ревностный фанат вселенной DC Comics — был отмечен логотипами Супермена, Бэтмена (и Робина), Загадочника, Зеленой Стрелы, Человека-ястреба, Аквамена, Шазама, Фонарей – зеленого и фиолетового, – и Флеша. Последнего — «самого быстрого человека на свете» — он трижды за сериал даже косплеил. Что весьма иронично, так как сам Шелдон изволит частенько подтормаживать, когда дело касается социального взамодействия, и крайне неспешно продвигается в межполовых отношениях.
Такое родство персонажа с DC, надо сказать, выручает последних в свете идущих один за другим кинопровалов. Но никакой имиджевой благотворительности тут нет – подоплека достаточно буднична: The Big Bang Theory и DC принадлежат одной компании – Warner Inc.
Кстати, минималистичная ядовито-синяя майка с символом Супермена по популярности в прошлом веке обогнала такие футболочные хиты, как Микки Маус, have-a-nice-day в версии Nirvana, слоган Just Do It, щит Harley-Davidson и все-все Hard Rock Cafe. Уступила, пожалуй, только тишоткам с логотипами Бэтмена и губасто-языкастых Rolling Stones, а также с айконическим принтом «I love NY» (туристический шлягер 1977-го).. Супермен-ти-шерт и по сей день является недорогим костюмом для Хэллоуина на скорую руку. По теме: самому Шелдону как-то на Хэллоуин достался костюм совсем другого персонажа DC – Чудо-женщины.
А вот «труселя́ для веселья́» у Купера по какой-то причине с оппозиционным кандидатом от партии Marvel Comics – Человеком-пауком. Но это только со слов носителя – в кадре их так и не показали. Warner Inc. бдит.
Также на майках часто мелькает число любимое число Шелдона, «лучшее» число, «Чак Норрис среди чисел» – 73. Тут все очевидно: «73 — это 21-е простое число. Написанное наоборот оно 37 — это 12-е простое число, и если написать его наоборот — 21, — это результат умножения семи и трех, а также число 73, написанное в двоичной системе счисления является палиндромом: 1-0-0-1-0-0-1», конец цитаты. Джим Парсонс, к слову, родился в 1973 году. Совпадение? Да.
Почитаема и робото-космическая тема: Star Wars, Star Trek, Tron, легендарный крупнопиксельный Space Invander, который уже успел стать классикой стрит-арта, и просто рандомные ретро-роботы. Любимая же у Шелдона, наиболее часто встречаемая футболка во всем сериале – с Мэнботом.
По мелочи встречаются не привязанные к гик-брендам майки с телевизионными испытательными таблицами или просто околонаучным смысловым артом – тонущим кубиком Рубика или котом Шредингера.
Иногда, видимо, чтобы спастись от лютых пасаденских морозов, Шелдон накидывает старперскую ветровку «шариком» в стиле Уолтера Уайта, ничуть не портящую его облик, так как со стилевой точки зрения дальше это уже в принципе вряд ли возможно. Отдельного внимания она не стоит. Зато умильно выглядят ночные одежды эксцентричного доктора: пижама или пижамные штаны, традиционный американский домашний халат (все в клетку «тартан») и коричневые кожаные тапочки.
А вот влезть в строгий костюм его практически не заставить. Исключений одно-два за сезон: очередной суд, ну очень важная научная конференция (обычно совмещаемая с какой-нибудь рядом проходящей комиксной вакханалией с настольными играми), вечер свидания с Эми (каждый второй четверг или третий, если в месяце пять четвергов). Или если мама попросит лично.
Пенни однажды пыталась воспитать в соседушке чувство прекрасного – отвела его в магазин взрослой одежды и предложила примерить строгий костюм для предстоящего публичного выступления, на что доктор возразил: «Тут же только один цвет… Дороговато за один-то цвет!». Получив после этой ремарки немного свободы, некто первым делом накинулся на рябящий клетчатый костюм, а после – на белый фрак и эстрадный наряд раннего Вилли Нельсона. Словом, интуиция по части умеренности look’а у пациента полностью атрофирована. Надежнее придерживаться отработанной схемы: лонгслив, футболка, условные брюки. Что и подтверждает уже другой диалог с Пенни:
– Не понимаю, почему женщины делают покупку одежды столь значимым событием.
– Да, ты прав. Нужно делать, как ты – просить маму прислать штаны, купленные в гипермаркете в Хьюстоне.
– Зато у них там есть человек, который отлично знает мой стиль.
– [зрительский смех]
Но Эми в итоге воспитала. Воистину, даже самому отъявленному асексуалу не помешает женская рука.
К своим нехитрым вещам Купер относится с почтением: стирает строго по инструкции на этикетке и складывает – даже носки – в аккуратные конвертики «флипфолдом», дьявольским девайсом из телемагазина. Хотя дело тут скорее не в осознании ценности вещей, а просто в приятном следовании инструкции. Момент, когда на глазах у Шелдона Пенни просто высыпает двухнедельную корзину разномастного белья в стиральную машину, он комментирует так: «Боже, почему бы тебе просто не отнести свою одежду к реке и не побить о камни?»
Итак. Что можно украсть для себя:
Однозначно да: футболка поверх лонгслива. В идеале и то и другое «бланковое», однотонное. Если с рисунком, то только футболка. И клетчатый халат! Даже если в нем вас никто никогда не увидит.
Скорее нет: костюм Чудо-женщины.
Точно нет: клетчатый костюм. Никогда. Ни в коем случае. Даже костюм Чудо-женщины всегда и везде будет уместнее, чем клетчатый костюм.