Фестиваль уличного кино 2019
С 12 июня по 12 сентября 2019 года в России состоится ежегодный Фестиваль уличного кино. Это один из самых необычных и самых длинных кинофестивалей в мире.
В течение трех месяцев жители более 1000 городов смогут посмотреть и проголосовать за понравившиеся короткометражки светом фонариков. Все показы традиционно пройдут под открытым небом. Концепция фестиваля очень проста – только зритель, а не профессиональное жюри сможет по-настоящему оценить творчество начинающих российских режиссеров.
«Совершенно уникальный проект, причем уникальный в мировом масштабе. Такой своеобразный вариант альтернативного проката русского короткого метра. Работы молодых кинематографистов получают аудиторию, о которой не могли и мечтать. А аудитория – радость и удовольствие от знакомства с прекрасным», – комментирует председатель Попечительского совета фестиваля, член Европейской киноакадемии Игорь Мишин.
Напомним, что в прошлом году Игорь Мишин возглавил Попечительский совет фестиваля, в составе которого председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, Президент Академии Российского телевидения Александр Акопов, кинорежиссеры Валерий Тодоровский и Алексей Попогребский, кинокритик Стас Тыркин.
В 2019 году фестиваль пройдет при поддержке оператора сотовой связи Tele2 и Фонда президентских грантов. Генеральным партнером кинофестиваля стал легальный онлайн-кинотеатр Okko, лидер по платной модели монетизации в России.
Что из себя представляет фестиваль
Это кинофестиваль, полностью противоречащий общепринятым стандартам: никакой красной дорожки, вспышек фотокамер, вечерних нарядов и дефиле звезд. Никаких пригласительных билетов и строгого жюри. И главное – побывать на просмотрах может любой желающий на территории всей страны.
Фестиваль уличного кино проводится ежегодно, начиная с 2014 года, повторяя традицию средневекового передвижного театра. Главная особенность проекта – это публичный смотр короткометражного кино, который обязательно проводится на открытых площадках при наличии свободного входа.
Каждый зритель может не только посмотреть киноленту, но и отдать за нее голос светом фонарика. Все голоса суммируются специальным прибором, в результате чего определяется народный победитель. Таким образом подчеркивается идея фестиваля: «Лучший критик – это не профессионал киноиндустрии, а самый обычный человек».
Несмотря на то, что короткий метр не слишком популярен среди любителей кино, за 5 лет на фестивальных показах побывало свыше 1 миллиона человек.
«Многие думают, что короткий метр – это какой-то молодежный арт-хаус, неинтересный широкому зрителю, – рассказывает основатель Фестиваля уличного кино, Александр Щеряков. – Это совершенно не так. Профессионально сделанная короткометражка ужимает часовую историю до 5 минут, вызывая те же эмоции за меньшее время. За вечер публика успевает поплакать на крутой драме и вдоволь посмеяться на какой-нибудь черной комедии. Вместо дорогой бутафории и длинных планов – оригинальные сюжеты и отличная актерская игра».
«Одна из главных задач Okko – поддержка независимого российского кино и молодых кинематографистов, – говорит генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий, – поэтому для нас так важно участвовать в мероприятиях, которые дают зрителям возможность познакомиться с их работами. В этом смысле Фестиваль уличного кино – особый, во многом уникальный проект: фильмы увидят не только в Москве и Петербурге, но и в самых отдаленных уголках России. Okko выходит в оффлайн в том числе и в таком необычном формате, помогая зрителям увидеть работы талантливых кинематографистов, а им – найти свою аудиторию».
История фестиваля
2014 год – Владивостокские студенты Александр и Маргарита Щеряковы решают своими силами «оживить» пустующий амфитеатр в центре города, запустив традицию вечерних показов кино. Кинотеатр под открытым небом становится популярным среди жителей города и туристов, привлекая внимание городских активистов из разных городов страны. В этот момент возникает идея передвижного кинофестиваля, опирающегося на идею народного отбора. Команда проезжает 8 тысяч километров российских дорог, показывая короткометражные фильмы на улицах, площадях и крышах домов.
2015 год – Фестиваль уличного кино официально становится международным. Показы проходят в 47 городах от Владивостока до Лиссабона. В них принимает участие свыше 130 тысяч зрителей. На фестиваль обращают внимание представители Книги рекордов Гиннеса, удостаивая проект звания самого длинного путешествующего кинофестиваля. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выражает благодарность организаторам; информационный центр ООН становится официальным партнером проекта.
2016 год – В фестивальной эстафете принимают участие свыше 300 городов, в каждом из которых организаторы получают в подарок от зрителей кусочки металла. В последствии, из них выплавляется статуэтка победителя. Проект поддерживают Никита Михалков, Эмир Кустурица, Владимир Познер и другие известные люди.
«Подобные проекты очень полезны прежде всего тем, что дают иное представление о России за рубежом. Не с помощью откровенной пропаганды, а простой, искренней активностью молодых российских ребят. Такой мягкий формат продвижения России может многое рассказать о нашей стране зарубежному зрителю. Если подача будет грамотно осуществлена, проект может принести огромную пользу для всей страны». Владимир ПОЗНЕР
2017 год – В Фестивале уличного кино принимает участие более 700 тысяч человек из 12 стран. Представители Министерства культуры РФ называют фестиваль «одним из самых успешных некоммерческих проектов страны последних лет, нашедшим более миллиона благодарных зрителей в 67 странах мира».
Эксперты редко бывают единодушны, редко соглашаются друг с другом, а еще реже со зрителем, поэтому хорошо, что авторское кино получит реакцию, которую оно всегда по-настоящему ищет, – реакцию зрителя. По сложившейся советской традиции хочу выпить за развитие фестиваля и пожелать организаторам удачи. Павел ЛУНГИН
2018 год – В рамках фестиваля запускается специальный конкурс для молодых режиссеров с наградой в 1 миллион рублей. Окончательно формируется Попечительский совет проекта, куда входят Игорь Мишин, Сергей Сельянов, Валерий Тодоровский, Алексей Попогребский, Стас Тыркин, Александр Акопов и другие деятели кино. В программе принимают участие 42 короткометражные ленты, а в голосовании участвуют 448 тысяч человек из 840 городов.
Замечательно спланированный и профессионально сделанный проект, реализуемый при участии сотен энтузиастов по всему миру и обладающий большими перспективами. Желаю организаторам удачи и буду способствовать развитию фестиваля. СЕРГЕЙ СЕЛЬЯНОВ
Победители прошлых лет
2014 год – режиссер Петр Старостин с фильмом «Спасибо»
2015 год – режиссер Алексей Нужный год с фильмом «Петух»
2016 год – режиссер Татьяна Гулина с фильмом «Приключения начинаются»
2017 год – режиссер Дарья Лебедева с фильмом «Каждый 88»
2018 год – режиссер Алексей Харитонов с фильмом «Взятка»
Особенности фестиваля
– Голосование происходит только среди зрителей.
– Проект полностью некоммерческий – помощь в проведении мероприятий оказывают активисты, волонтеры, сами кинематографисты и представители администраций населенных пунктов.
– Принимать участие могут только короткометражные картины, в первую очередь упор идет на эмоции, отсутствие спецэффектов и актерскую игру.
– Уличный формат мероприятия, повторяющий концепцию площадного театра. Это позволяет посетить фестиваль всем желающим и не беспокоиться о билетах.
– После проведения мероприятий площадки передаются городу, где администрация или население смогут продолжить традицию уличного кино.
Фестиваль уличного кино 2019
В этом году проект охватит свыше 1000 городов и соберет около миллиона зрителей. Одно из нововведений 2019 года – большое количество развлекательных и образовательных мероприятий, не связанных с кино. В культурной программе нового сезона около 700 мероприятий, включая уличные лекции, велопробеги и массовые акции под открытым небом.
В конкурсную программу войдут лучшие короткометражные фильмы российских авторов, снятые за последний год. Среди них поборются «Электрический ток» (короткометражный дебют Петра Федорова с Александром Палем в главной роли) и «Интервью» (впервые показываемый на большом экране фильм Ивана Соснина с Алексеем Серебряковым в главной роли). Режиссеру-победителю будет оказана поддержка в съемке полного метра.
О генеральном партнере
Онлайн-кинотеатр Okko — один из крупнейших российских VoD-сервисов, лидер по платной модели монетизации. Проект стартовал в 2011 году и на сегодняшний день представлен на всех ключевых платформах: Smart TV, mobile (IOS и Android), Apple TV, PlayStation 4, web (ПК). Ежемесячная аудитория Okko — 1,83 млн. человек.
Пользователи Okko могут купить и скачать понравившийся фильм в высоком качестве (UHD/4K, HDR), арендовать контент на 48 часов или купить подписку и смотреть его через приложение Okko на Smart TV, через мобильное приложение, а также на сайте okko.tv . В коллекции сервиса порядка 35 тыс. единиц популярного контента таких мировых киностудий, как Walt Disney Pictures, Paramount Pictures, 20th Century Fox, Warner Bros, Sony Pictures, Universal Pictures, а также ведущих европейских и российских производителей фильмов и сериалов.
В Okko полностью отсутствует реклама. Сегодня сервис предлагает набор тематических подписок, в их числе популярные сериалы «Амедиатека» и START, подборки российского кино и мировых блокбастеров, артхаус и детский контент.
За 2018 год оборот Okko вырос на 81% и составил 2,5 млрд рублей (оборот Okko в 2017 году – 1,38 млрд рублей). Информация на сайте. С момента запуска в 2011 году сервис посетило порядка 22 млн пользователей.