Рецензия на фильм «Видок: Охотник на призраков»
Жан-Франсуа Видок (Венсан Кассель), известный преступник, сбежав из тюрьмы, пытается заслужить помилование — его обвиняют в убийстве, которого он не совершал, — и для этого нанимается на службу в парижскую жандармерию. Там не справляются с ворами и убийцами, наводнившими столицу Франции после многолетних потрясений, от революции до наполеоновских войн. Видок работает весьма эффективно, пока у него на дороге не встает старый знакомый Натаниэль (Огюст Диль).
При имени «Видок» российский зритель вспоминает Жерара Депардье и мрачный фильм 2001 года. Вероятно, поэтому в российском прокате «Император Парижа» превратился в «Охотника на призраков», которых в картине Жана-Франсуа Рише нет и быть не может: фильм следует канонам классической французской литературы. Литература эта, по нашим меркам, развлекательная, поскольку там всегда есть место любви и приключениям. Что знает обычный зритель о героях французской нации, если это не императоры и революционеры? Почти ничего. Между тем Видок в масштабах Франции – это что-то вроде Капитана Америка, с той только разницей, что существовал в реальности. Так что фильмов и книг о нем достаточно, а режиссеры каждый раз пытаются найти новый способ рассказать всем известную историю. Питоф в двухтысячных уклонился в мистику и спецэффекты. Рише в наши дни снимает почти байопик в стиле «плаща и шпаги».
Новый «Видок» тоже мрачен – но не сверхъестественно. Это мрак парижского дна, темных подворотен и тесных тюремных камер; мрак города, который никак не выйдет из штопора революционного террора и разрушения жизненного уклада. Враги Видока тоже не бесы, а вполне земные каторжники, его вчерашние товарищи по ремеслу, которых он истребляет с завидным хладнокровием. При этом на стороне героя не так уж много единомышленников. Всего лишь «банда, состоящая из вандейца, жаждущего вернуть свои поместья, алкаша-республиканца, шлюхи-бонапартистки и каторжника» — но банда эффективная, а временами даже эффектная, в духе модной нынче команды супергероев. С одной лишь разницей – все здесь смертны, причем раз и навсегда. Так что зрителю в кои-то веки есть о чем переживать: неизвестно, кто из довольно симпатичных персонажей доживет до финальных титров – кроме, разумеется, самого Видока, который только начинает наводить порядок в здешней клоаке, постепенно заслуживая титул «императора Парижа».
«Видок» откликнется далеко не в каждом российском сердце. Это не то кино, к которому мы привыкли за последнее время – с массой экшена, хотя тот, что есть, поставлен с настоящей страстью. Костюмный фильм Рише во многом старомоден, он никуда не торопится, и в этом похож на пухлые романы того времени. Он откровенно смакует виды наполеоновского Парижа, хищные черты Венсана Касселя и красоту Ольги Куриленко, которая играет здесь загадочную (во многом за счет сценарной недоработки) баронессу. К тому же положительные герои здесь, по сути дела, такие же отталкивающие, как садист Майяр в блестящем исполнении Дени Лавана. Они антисанитарны во всех смыслах, и эмпатию вызывают с трудом. Так что при всех достоинствах этой добротной, хорошо сыгранной и снятой картины оценят ее, скорее всего, лишь поклонники Виктора Гюго. А вот у любителей Дюма уже начнутся проблемы.